Свой круг
Частное собрание почти всегда — портрет его владельца. Александр Кроник начал собирать предметы искусства в 1984 году, на излете советской эры, незадолго до памятного «Сотбиса», взвинтившего цены и сделавшего модным искусство отечественных нонконформистов. Подобно «старым» советским коллекционерам, не задумываясь о музее и каталогах, не претендуя на полноту и последовательность, он покупал то, к чему лежала душа. Тщательно сделанный каталог удивляет обилием набросков, рисунков, неформатных почеркушек. Есть в нем и архивные, совсем не коллекционные материалы — документы и семейные фотографии Владимира Яковлева. Важным комментарием к каталогу из более чем 700 произведений стали воспоминания коллекционера: о знакомстве со Зверевым, визитах в психоневрологический интернат к Яковлеву, обменах с коллегой Сановичем, общении с Венедиктом Ерофеевым, сделавшим принципиально важные поправки в экземпляре «Петушков» — компонент коктейля «Сучий потрох», а именно средство от потливости ног, заменил тормозной жидкостью и клеем БФ. В свой академически прохладный текст Екатерина Бобринская вписывает коллекцию в не написанную пока историю искусства, распадающуюся «на множество индивидуальных историй, которые движутся по сложным, порой парадоксальным траекториям…».Траектория Кроника совпадает с путями тех, кто десятилетиями раньше, «в 50—60-е годы … собственно авангардистскими экспериментами не интересовался: они искали подлинное искусство, от них дотоле спрятанное».