О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Обаятельный молодой человек по имени Джеймс Рис (Джонатан Рис-Майерс) работает секретарем американского посланника в Париже: назначает встречи, передает указания, на досуге обыгрывает босса в шахматы.
Скучно? Зато платят хорошо, и возлюбленную Николь все устраивает. Хорошо, что параллельно с основным занятием Рис немножко подрабатывает Никитой (ударение на «о»): по телефонному звонку из ЦРУ то жучок поставит в кабинете французского министра, то сменит номер у машины в посольском гараже. Тоже не бог весть какая работа, но чистенького выпускника Кэмбриджа греет: уж очень хочется Рису чувствовать себя секретным агентом, пусть даже начинающим. Все меняется, когда таинственный шеф поручает ему вытащить из французской таможни напарника, а потом вместе с ним отправиться на спецоперацию. Счастливый от предвкушения желанных приключений, Рис мчится в аэропорт, где встречает хамоватого, грубого, наголо бритого мужика с серьгой в ухе (Джон Траволта). Рис поражен: неужели таких неприятных жлобов теперь берут в спецагенты?
«Заложница», предыдущий фильм Пьера Мореля, был поднят на щит киноманами, но жестоко разруган критикой — за старомодную серьезность и аморалку. Урок отчасти пошел Морелю впрок: серьезной его новую картину никак не назовешь (здесь достаточно как неполиткорректных шуточек, так и бесчисленных отсылок к культовым фильмам — включая, ну конечно же, «Криминальное чтиво»), но что касается морали, все получилось даже хуже. Представьте себе Джона Траволту, выглядящего и ведущего себя так же, как его недавний персонаж в фильме о пассажирах поезда 123, но при этом в роли, явно предназначенной для какого-нибудь Брюса Уиллиса. Мощь отрицательной харизмы актера оказалась так велика, что никакими сценарными ходами, призванными показать агента Вокса «белым и пушистым», с нею не справиться. Не поможет ни трогательное пристрастие к кокаину (который здесь потешно таскают в напольной китайской вазе), ни прицельная пальба по террористам, ни сочувствие, порою как будто заметное в глазах суперагента. В качестве Шарапова к Траволте приставлен Джонатан Рис-Майерс — хоть и не сравнимый с ним по популярности, но в роли ваннаби-спецагента вполне сравнимый в омерзительности.
Конечно, убивать людей — приятно и весело, но спродюсировавший весь этот беспредел Люк Бессон, видимо, так заплутал в мире минипутов, что уже не понимает: то ли производит любимый им когда-то артхаус (в котором можно все), то ли штампует обычное жанровое кино, вообще-то призванное поддерживать в публике смешные иллюзии вроде «любовь побеждает смерть» или «добро побеждает зло». В итоге зритель чувствует себя грубо и жестоко обманутым: как и обещали прокатчики, в финале его ждет неожиданная развязка, но вся ее неожиданность состоит исключительно в том, что ничего неожиданного не происходит. Такое грубое нарушение законов жанра могло бы сыграть — если бы не то глубокое отвращение, которое вызывают ближе к финалу оба рыцаря плаща и кинжала. Впрочем, что касается Бессона, то к нему-то как раз претензий никаких: давным-давно он сказал журналистам что-то вроде «Да что вы ко мне пристали? Я деньги зарабатываю!».