Сплит
4.0/5

Сплит (2016 год)

Split   16+

Страна
США
Режиссер/Постановщик
М. Найт Шьямалан
Длительность
117 мин.
Премьера в мире
26 сентября 2016 г.

О фильме

Психологический хоррор М. Найта Шьямалана «Сплит» исследует глубины диссоциативного расстройства идентичности. У Кевина Крамба (Макэвой), похитившего трех девочек подростков, было крайне тяжелое детство, вследствие которого его личность раздробилась аж на двадцать три части. Двадцать две из них почти безобидны, но беспрекословно подчиняются лидеру, годами скрывавшемуся от психотерапевтов – Монстру. У Монстра свои загадочные цели и прескверный характер – он придет за пленницами в назначенный день и будет делать с ними ужасные вещи. Если те не достанут его раньше – из самого сердца Кевиновского сплита.

Актеры

Рецензия на фильм

М.Найт Шьямалан возвращается на пик формы с подрывным триллером про психопата, в котором живут 23 личности.

Кейси (Аня Тейлор-Джой) — типичная аутсайдерша, молчаливая одиночка. Примодненные, болтливые одноклассницы хоть и зовут ее (например, на дни рождения), но особого внимания не обращают. Лучше бы и не звали — потому что одно такое сборище заканчивается для всех довольно плохо. А именно хлороформом в лицо, угоном машины с тремя школьницами, включая Кейси, и пробуждением в четырех стенах какого-то подвала. За наглухо запертой дверью звучат голоса: слышно то какого-то молодого человека, то строгую даму, а то и вовсе ребенка лет десяти. Надеясь на то, что женщины с детьми уж точно склонны к состраданию, девочки будут звать на помощь — еще не зная, что их просто-напросто похитил человек (Джеймс МакЭвой), в котором уживается сразу 23 личности.

Насчет числа личностей, которые в кадре изобразит Джеймс МакЭвой, новый фильм главного голливудского индуса М. Найта Шьямалана несколько лукавит — покажут зрителям максимум пять-шесть ипостасей героя. Но стоит признать — это, в сущности, почти единственная серьезная претензия к «Сплиту»: Шьямалан, как в лучшие годы, нагнетает саспенс так, чтобы у зрителя до самого финала не было ни единой возможности расслабиться, а идею с расстройством множества личностей раскрывает так, чтобы время от времени мрачнейший сюжет озаряла робкая (и ложная) надежда на проявление сознательности у одной из личин похитителя. Без трагедии, запрятанной глубоко в воспоминаниях главной героини, можно было, наверное, обойтись — но Шьямалан не был бы собой без определенной спекулятивности (а вовсе не без финального твиста, как принято считать). В «Сплите» она проявляется еще и в виде выдающейся операторской работы — именно камера ведет себя здесь, как настоящий хищник, то и дело замечающий, акцентирующий задравшуюся девичью юбочку или обнаженное плечо. Шьямалан тем самым возлагает самую главную работу по нагнетанию страха на самого зрителя, постоянно ожидающего, предчувствующего нечто немыслимое, что грозит героиням — и в этом приеме жути куда больше, чем в любом нагромождении воображаемых личностей.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa