капитан марвел рецензия
4.0/5

Капитан Марвел (2019 год)

Captain Marvel   16+

Страна
США
Режиссер/Постановщик
Райан Флек, Анна Боден
Длительность
124 мин.
Премьера в мире
04 марта 2019 г.

О фильме

Кэрол Дэнверс, пилот военно-воздушных сил, после аварии просыпается с суперсилами и без воспоминаний о прошлом. Теперь ей предстоит научиться управлять своими способностями, стать истинным представителем расы доблестных воинов-героев и сразиться с сильнейшим врагом, параллельно вспоминая подробности своей прошлой жизни.

Актеры

Рецензия на фильм

«Капитан Марвел». Настоящая девчонка


Верс — участница боевого отряда, защищающего планеты расы Кри от вторжения ужасных скруллов, которые способны принимать облик любого существа во Вселенной. Верс не помнит ничего о своем прошлом. Во время одной из миссий все пошло не так, и Верс оказалась на Земле — а все, что она знала о себе, о мире и собственном предназначении, оказалось ложью. 

Несмотря на то, что мы живем в эпоху расцвета кинокомиксов, истории о супергероинях как-то подзадержались. «Чудо-женщина» появилась только в 2017 году — и то в рамках соревнования между Marvel и DC, которые хотя бы тут успели первыми, но так и не сломали парадигму, в которой предназначение и самовыражение женщины так или иначе связаны с любовью. «Окей!» — сказали в Marvel и подписали на собственный проект Анну Боден и Райана Флека, вышедших прямиком из инди-фильмов. Что и понятно: Кевин Файги явно надеялся на нестандартный подход, и он его получил, — а вместе с ним миллионы девочек в возрасте от 4 до 16.  

Именно на них рассчитан новый фильм Marvel. Не на критиков обоих полов, которые будут искать в картине авторский почерк, или нестандартные операторские решения, или выдающуюся актерскую игру Джуда Лоу или Бри Ларсон. Всего этого там, разумеется, нет. Кино не рассчитано на взрослых гиков или тех поклонников муви-вселенной, которые будут пытаться сложить воедино двух Фьюри, — а Ник в молодости явно был совсем не тем зверским парнем, которого Marvel когда-то без изменений забрала из линейки Ultimates. Фьюри «Капитана Марвел» подошел бы скорее доброй подростковой вселенной Adventures, что тоже показательно. Боден и Флек сняли свое кино даже не для взрослых женщин — нас, в каком-то смысле, уже не спасти. «Капитан Марвел» — это ролевая модель для еще не выросших девчонок, простая, как топор, метафора освобождения от необходимости играть по чужим правилам.  

Бри Ларсон при этом подходе — идеальный выбор на роль Кэрол. В ней нет абсолютно ничего утонченного, это буквально «девчонка за соседней дверью», что дополнительно подчеркивается самим рисунком роли: при всем, что ей довелось пережить, Кэрол остается порывистой и озорной. Никакие инопланетные уроки и даже полная утрата памяти не изменили ее характера, не избавили от эмоциональности, которую ей настойчиво предлагают рассматривать как недостаток (знакомая история, да?).  Мастерства Бри Ларсон, ее обаяния и мягкой сексуальности вполне достаточно, чтобы сделать Кэрол своего рода всеобщей старшей сестренкой, той, кому хочется подражать, — а значит, оставаться собой, даже если твой метафорический или настоящий папа заявляет: «Ты станешь равной мне, только если будешь как я» (неважно, насколько при этом он похож на Джуда Лоу).

Даже ностальгическое очарование девяностых, в которые происходит действие фильма, здесь метафорично — время третьей волны феминизма, в котором огромную роль играли черные женщины. Так что не зря именно чернокожая Мария Рэмбо напоминает своей беспамятной белой подруге, свалившейся с неба, кем она была. Не зря свою силу Кэрол получает по сути от другой женщины, а не от Великого Разума. Актуальности конфликту Боден и Флек добавляют за счет противостояния кри и скруллов, олицетворяющих здесь проблему «другого», который вот-вот займет твое место — совершенно прозрачная аллегория не только проблемы мигрантов, но и мужских страхов утратить свои доминирующие позиции. Кстати, о мужчинах: они в «Капитане Марвел» очаровательны примерно так же, как котик Гуся, хотя и менее опасны.  

И еще. «Капитан Марвел» начинается с новой заставки, целиком собранной из кадров со Стэном Ли — человеком, который додумался подвинуть маскулинность в супергероике в пользу рефлексии Тони Старка и несчастий Питера Паркера. В шестидесятые никто не видел «прыщавого подростка» супергероем, но Ли создал ролевую модель «мальчишки за соседней дверью», героя, который понимает, что значит страдать от насмешек, плакать от одиночества и обиды, быть слабым в мире, где культивируется только сила. Учитывая результат, — будем ли мы из сегодняшнего дня судить комиксы о Человеке-Пауке с точки зрения литературы? И как судить тогда «Капитана Марвел», благодаря которому многие как минимум смогут осознать тот простой факт, что Питер Паркер не был универсален для всех подростков? 

Девочки получили своего «Человека-Паука» только сейчас.  

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях