О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
У известной актрисы Марии Эндерс (Жюльетт Бинош) все не слава богу: она переживает мучительный развод, ей давно не предлагали хороших ролей, да вот еще по пути на церемонию чествования драматурга, пьеса которого в свое время принесла Марии первую славу, выясняется, что лауреат только что скончался от инфаркта. Но, кажется, избавление близко — актрису позвали сыграть в новой постановке того же спектакля, производственной трагикомедии о юной секретарше, соблазняющей свою начальницу. Правда, если раньше Мария играла молодую героиню, то теперь ей предстоит исполнить ту, что постарше, — роль юной обольстительницы отдали голливудской старлетке ДжоЭнн Эллис (Хлоя Грейс Морец), которую мы видим в основном в таблоидных сюжетах и убийственной пародии на супергеройское кино, в сущности, отдельном фильме в фильме.
Если вы видели «Персону» Ингмара Бергмана, то можете догадаться, куда клонит режиссер «Зильс-Марии» Оливье Ассаяс. Но львиная доля удовольствия от этой поначалу интригующей, но в итоге стреляющей мимо цели сатиры в том, как Ассаяс привносит в это актероцентричное метакино свой собственный игривый мотив: псевдосоперницей Марии становится не ДжоЭнн, а ее собственная ассистентка Валентина (Кристен Стюарт), на которую актриса проецирует свои страхи и боязнь столкнуться со своей юной сменщицей. Спрятавшись от мира в глухом швейцарском шале, две женщины читают пьесу по ролям, словесно деконструируя текст так, что граница между реальностью и игрой размывается. Следить за Бинош и Стюарт — чистая радость, но как только Ассаяс выруливает к финалу, фильм сходит с рельс. Концовка бросает на предыдущие две трети картины тень подозрения, которая вдруг, вместо того чтобы осветить прежде скрытое, только заставляет зрителя усомниться в логике всего, что он увидел на экране.