Михаил Земсков: «В литературе не всегда все можно расставить по местам» | Главное | Time Out
Главное

Михаил Земсков: «В литературе не всегда все можно расставить по местам»

Алена Шестакова   11 марта 2011
3 мин
Михаил Земсков: «В литературе не всегда все можно расставить по местам»
В крупнейшем российском издательстве «Эксмо » вышел роман алматинского писателя Михаила Земского. «Сектант» — захватывающий философский триллер, многое из которого основано на реальных событиях.

Роман рассказывает о группе молодых людей, отправившихся из Москвы в Казахстан на поиски «подлинного» Евангелия от Иоанна, которое, согласно легенде, спрятано несторианами в предгорьях Тянь-Шаня. Возглавляет группу таинственный гуру, а в числе кладоискателей — его ученики, готовящиеся к некой «новой практике». Главный герой — парень-фотомодель, потерявший работу — случайным образом оказывается в группе. Во время экспедиции вокруг него начинают происходить странные события, приводящие к непредсказуемым последствиям и изменяющие его представления о мире.

Что отличает роман «Сектант» от написанного вами в 2008 году романа «Перигей»?

Роман «Перигей» возник из определенного набора образов. Когда я его писал в начале 2000-х годов, я много выезжал в Россию и, как и все, был свидетелем изменений России Ельцинской до России Путинской. Для тех, кто жил в России, возможно, эти изменения были малозаметными, но когда ты время от времени приезжаешь в Россию, не заметить их невозможно. Они были явными, а перспективы будущего безрадостными. Тогда пришла идея написания романа-антиутопии о том, как власть оглупила народ «хлебом и зрелищами». Все события романа происходят в 2017-2020 годах. «Перигей» — остросоциальный роман. Он был для меня первым опытом, поэтому я позволил себе в нем поэкспериментировать с жанром антиутопии, со стилистикой. Когда же я писал «Сектанта», я точно представлял себе конечный результат. Идейная составляющая была разработана под воздействием моих духовных и мистических увлечений Востоком. Писал я об этом в уже совсем другом настроении.

Вы ведь еще руководите Открытой литературной школой в Алматы. Считаете, что можно выучиться на писателя?

Определенным профессиональным навыкам писателя можно научить, дать техническую базу. И с этой базой человек может писать книги, работать, возможно, «литературным негром». Для этого в школе идет работа на нескольких семинарах: проза, поэзия, драматургия, детская литература. Занятия проходят как для начинающих, так и для опытных авторов.

Что повлияло на вас как на писателя?

Наверное, мой брат. В детстве я любил ему рассказывать сказки и писать для него книжки. Повлияло и то, что мне в детстве не нравились детские книжки, которые тогда издавались. Речь идет не о классических вещах, а о детских и подростковых книгах, которые издавались в советское время. Мне еще тогда казалось, что нужно писать совсем не так, я садился и писал по-своему.

Но, несмотря на это, вы окончили мехмат КазГУ.

По первому образованию я никогда не работал. Когда учился в университете, начал заниматься финансовой деятельностью, так как она была наиболее связана с математикой. Но карьера стала развиваться в другой сфере. Тем не менее, я совсем не жалею, что закончил мехмат. Математический склад ума позволяет думать логически, что часто только помогает в литературе выстроить конструкцию произведения. В финансах чаще все ясно, в литературе не всегда все можно расставить по местам. После этого я окончил сценарный факультет ВГИКа, в то время я уже писал и серьезно занимался литературой. Кроме этого, окончил совместную программу МВА Алматинской и Австрийской школы менеджмента в Голландии.

Для вас важно быть популярным в Казахстане?

Я бы не использовал такие громкие слова, как «популярность». Алматы — моя родина, мой любимый город, в котором я чувствую себя наиболее комфортно, здесь у меня много друзей и, конечно, для меня важно, чтобы меня читали здесь.