В центре восстановят старые линии трамвая
Точно вернут трамвай на четырех участках:
от Госпитальной площади до Бауманской улицы, на улице Гиляровского в сторону Рижского вокзала, на улице Сергия Радонежского и у метро «Белорусская». Еще о нескольких ветках пока только думают: рельсы могут снова появиться на Ленинградском проспекте от метро «Белорусская» до Сокола, на маршрутах от Савеловского вокзала до «Дмитровской» и от Рижского вокзала до Останкино. На окраинах трамвай тоже активно развивают: новые линии строят в Бутово, Бирюлево и нескольких районах Новой Москвы.
В общем, этот вид транспорта снова становится важной частью городского сообщения. Рады, конечно, не все: главные аргументы против трамвая — шум и низкая скорость. Поездку на старом гремящем вагоне, который не едет, а буквально ползет, трудно назвать приятной. Конечно, в мире существуют современные быстрые и тихие модели — по сути, внутригородские электрички, которые носятся, например, по немецким и норвежским городам. Об их достоинствах не устают говорить.
Московские власти тоже недавно объявил о закупке 120 вагонов, произведенных «Уралвагонзаводом» совместно с польской PESA, причем часть из них уже проходят испытание на улицах. На линиях прокладывают новые пути, позволяющие разгоняться без вибрации. Скоро рельсы заменят на участках от Каланчевской до Кранопрудной улицы, от Павелецкой площади до Новоспасского моста, на Симферопольском бульваре.
Правда, Дептранс официально заявляет, что новые вагоны на новых путях все же не скоростной транспорт, а старый-добрый московский трамвай, просто более современный. В доказательство его нужности и комфортности обычно приводят образцово-показательный маршрут №6 от Сокола до Братцево.
Мы проехались по маршруту №6 — и выяснили, что действительность далека от идеала. Современные вагоны ходят только днем, да и то нечасто, а по вечерам используются старые добрые УКВЗ и ПТМЗ. Новые рельсы, утопленные в плитку, действительно уменьшают шум, но он все равно может доставлять дискомфорт и пассажирам, и окружающим. К тому же расписание на электронных табло у остановок мало соответствует действительности.
Вероятно, так будет и на других маршрутах. Новых вагонов на всю Москву просто не хватит — закупают только десятую часть от почти тысячи трамваев, которые ходят по городу. К тому же, транспорт «как в Европе» требует более современной организации движения. Что толку пускать более быстрые вагоны, если их перемещение не синхронизировано со светофорами? Трамвай все равно будет застревать на каждом перекрестке. Какой смысл в новых путях, если нет банальной электроники, которая переключает стрелки? На Соколе их по-старинке переводят ломом. Наконец, еще больше тормозят движение турникеты. Пока трамвай тратит несколько минут на каждую остановку, ни о каком ускорении говорить не приходится.
Трамвай действительно мог бы стать комфортным, полезным и экологичным транспортом, особенно в пригородах. Но московские реалии пока уничтожают большую часть его преимуществ.