Порно, Рубина и борьба за мир. Что смотреть на V Московском Еврейском кинофестивале

Порно, Рубина и борьба за мир. Что смотреть на V Московском Еврейском кинофестивале

  20 июня 2019
8 мин
Порно, Рубина и борьба за мир. Что смотреть на V Московском Еврейском кинофестивале

С 23 по 30 июня в Москве будет проходить V Еврейский кинофестиваль. В программе около 60 документальных и игровых фильмов. Time Out рассказывает о наиболее интересных из них – как в основном конкурсе, так и в ретроспективных показах. 

В прах

Режиссер: Шон Снайдер

В ролях: Мэттью Бродерик и Геза Рериг 

Фильм открытия, который также будет бороться за главный приз жюри.  Картина рассказывает историю Шмуэля, хасидского кантора из северной части Нью-Йорка, который сходит с ума после скоропостижной смерти своей жены. Он пытается найти утешение в религии, однако тщетно. Его мучают вопросы касательно процесса разложения тела его возлюбленной, поэтому он решает обратиться к преподавателю естественных наук Альберту. 

Шон Снайдер (для американца это первый полнометражный фильм) весьма издевательски изображает человека, измученного тоской потери. Он снимает историю о неожиданной дружбе профессора и хасида, в которую почему-то оказываются замешаны живые и умерщвленные свиньи, с явной оглядкой на некоторые фильмы братьев Коэн (в частности, на «Серьезного человека»). Драма оборачивается черной-пречерной и весьма циничной комедией о смерти и ее восприятии еще живыми. На нью-йоркском фестивале Tribeca фильм получил приз зрительских симпатий. В прошлом писатель и поэт, Геза Рериг сыграл свою первую в жизни главную роль в, возможно, самом громком венгерском фильме XXI века, «Сын Саула» («Оскар» за лучший иностранный фильм). Второго героя играет Мэттью Бродерик, которого прославили роль в картине «Выходной день Ферриса Бьюллера». 

Неортодокс 

Режиссер: Элиран Малка

В ролях: Шули Ранд, Йааков Коэн, Йоав Леви 

1983 год, Израиль. Сефардский вдовец Яков Коэн решает поднять голову, когда его дочь, которую он воспитывает в одиночку, исключают из школы только потому, что она не ашкеназка. Движимый чувством справедливости, Коэн с друзьями собирают партию ШАС (существует и по сей день и входит в Кнессет), но ему приходится столкнуться с миром грязной политики. 

Фильм основан на реальных событиях, но израильский режиссер Элиран Малка (это первый его полнометражный фильм), конечно, перепридумывает их, чтобы было интереснее. Историческую драму о лишениях целого большого народа, совсем не маленького нацменьшинства, он превращает в легкую по ритму, но не пустую по содержанию комедию. Такое кино на английском называют crowd-pleaser — оно точно понравится любой публике. 

Переводчик 

Режиссер: Мартин Шулик

В ролях: Петер Симонишек, Иржи Мензель, Зузана Маурери 

Пенсионер случайно встречает пожилого переводчика и отправляется с ним в путешествие по Словакии, надеясь разыскать нацистского офицера, убившего в войну родителей одного из героев. 

Это мягко-ироническое словацкое (на родине фильм даже выдвинули на «Оскар») роуд-муви о поездке вглубь старой доброй Европы, безвозвратно изменившейся, неузнаваемой от ран, нанесенных ей Второй мировой. Главную роль исполнил чешский режиссер, лауреат «Оскара» Иржи Менцель, во второй по важности роли блистает один из лучших современных возрастных актеровавстриец Петер Симонишек, звезда фильма «Тони Эрдманн». 

Конец сладкого дня 

Режиссер: Яцек Борцух

В главной роли Кристина Янда 

Специальный приз кинофестиваля «Сандэнс» 2019 за достижения в актерском искусстве 

Мария Линде — польская еврейка, поэтесса, нобелевский лауреат по литературе, живет в Тоскане. После того как в Риме происходит теракт, в стране начинаются волнения и усиливаются антииммигрантские настроения (а ведь именно Италии принадлежит печально известный остров Лампедуза, куда прибывают большим потоком по морю африканцы, ищущие лучшей жизни). Мария решает выступить с речью в защиту беженцев и оказывается из-за этого втянута в неприятный публичный скандал. 

Стиль польского режиссера и актера Яцека Борцуха напоминает одновременно двух итальянских постановщиков, любящих поснимать кино о нравах богемы: Луку Гуаданьино и Паоло Соррентино. Он рассказывает историю Марии очень интеллигентно, видимо, поэтому на роль в его фильме согласилась легенда польского кино Кристина Янда, снимавшаяся у великих польских режиссеров (у Кесьлевского, Жулавского, Вайды), лауреатка приза за лучшую женскую роль Каннского фестиваля. 

93-я королева 

Режиссер: Пола Эйзелт 

Героиня этой документальной картины Рэйчел Фрейер живет в бруклинском районе Боро-парк в еврейской ортодоксальной общине, где место женщины на кухне, задача женщины — растить детей и уважать их отца. Мужчины не могут даже пожать ей руку, таковы обычаи в общине. Рэйчел хочет быть более самодостаточной, и для этого она собирает женщин района. Они занимаются вопросами здравоохранения и правозащиты, пытаясь при этом оставаться верными жнами и матерями, и разумеется, это приводит к разнообразным конфликтам. Наконец, Фрейер думает избраться гражданской судьей по своему району.  

В этой картине, где показана настоящая история, впрочем, типичная для Америки (фильм во многом напоминает «Эрин Брокович»), виден общий для современного еврейского кинематографа феминистический мотив. Режиссер Пола Эйзелт характеризует показанное в «93-ей королеве» коммьюнити как «хасидскую версию движения #MeToo». Американские критики так писали об этом фильме: «Забудьте о Чудо-женщине, если вы хотите посмотреть кино о настоящей женщине-супергероине в действии, попробуйте фильм "93-я королева"». 

Дина Рубина. На солнечной стороне 

Режиссер: Станислав Митин 

Откровенный и эмоциональный портрет русско-израильской писательницы и киносценаристки Дины Рубиной. Вместе с режиссером и другом Станиславом Митиным Дина возвращается в свое детство и юность, проведенные в Ташкенте, рассуждает о московском становлении в творчестве и делится эмоциями от эмиграции в Иерусалим. 

Фильм наполнен отрывками из знаменитых произведений писательницы, эпизодами из фильмов, созданных по Рубиной, и зарисовками из ее теперешней жизни. Картина посвящена юбилею Дины Рубиной — одной из самых читаемых современных российских авторов, лауреата многих престижных международных премий, чьи книги переведены на 38 языков мира. 

Обещание на рассвете 

Режиссер: Эрик Барбье 

В ролях: Пьер Нинэ, Шарлотта Генсбур, Дидье Бурдон, Жан-Пьер Дарруссен 

Фильм основан на одноименной автобиографии Романа Кацева, ставшего по предсказанию своей матери известным французским писателем Роменом Гари. Сюжет начинается в зимней Польше, где Нина Кацев (Шарлотта Генсбур) пытается свести концы с концами. На ее попечении маленький сын, которого она безмерно любит, и гувернантка. Из-за еврейского происхождения дела у них не складываются, и вскоре им придется расстаться с прислугой, а также, рискнув последними деньгами, переехать в солнечную Ниццу. Теплая и беззаботная Франция превратит надежду на выживание в уверенность в собственных силах, а также укрепит и без того нерушимую связь Нины с сыном. 

Милая и нежная детская история плавно перерастает в пробирающую драму. Нетривиальный путь, пройденный Романом до того, как он сменил имя и дважды стал лауреатом Гонкуровской премии, зритель проходит вместе с ним. Он был обречен стать известным, но в его жизни было все: проведенное в бедности детство, юношеская влюбленность, болезнь матери, несостоявшаяся попытка убить Адольфа Гитлера, растущее давление антисемитизма, мобилизация войск и, наконец, война. 

Джонатан Агасси спас мне жизнь 

Режиссер: Томер Хейманн 

34-летний Джонатан сидит за кулисами с оголенным членом. Он выходит на сцену и участвует в жестком порно-шоу. Джонотан рассказывает на камеру об отце, который вновь ищет общения с сыном, хотя бросил семью, когда тот был еще совсем маленьким, и вдруг внезапно засыпает. Это его защитная реакция от плохих воспоминаний. Также спасает Джонатана придуманный им экранный образ Агасси, который прославил его на весь мир. Сегодня он один из самых успешных гей-порно-актеров.

Документалиста Томаса Хейманна, автора особенно удачной картины об израильском хореографе Охаде Нахарине «Мистер Гага», тонкого ценителя мятущихся душ, интересует вовсе не обнаженная мужская натура (хотя, конечно, гей-секс неизбежно попадает в кадр), а внутренний мир героя. Агасси прилетает в Израиль и показывает маме свои фильмы, за которые получает премии, но останавливает их тогда, когда на видео начинается секс. Впрочем, затем он позирует перед ней в женском кружевном комплекте белья с чулками и подвязками. В его жизни были и мужской эскорт, и наркотики, и желание сменить пол, но травмы прошлого в нем совсем не зажили, и даже на порнокастингах Агасси рассказывает партнерам о своем отце. 

Кожа 

Режиссер: Гай Наттив 

В ролях: Джонатан Такер, Джексон Роберт Скотт, Даниэль МакДональд, Лонни Чевис. 

Российская премьера американского фильма израильского режиссера Гая Наттива, получившего «Оскар» как лучшая игровая короткометражка в 2019, деконструирующего механизм ксенофобии и немотивированной ненависти в обществе Нового Света. Ребенка бреют налысо, у него пасторальное детство, хотя папа и мама у него — неонацистских взглядов. На парковке гипермаркета отец семейства жестоко и ни за что избивает афроамериканца, еще не зная, что его положение привилегированного белого человека скоро не сможет его защитить от справедливого возмездия, и его разрушительная любовь к насилию и оружию, свойственная всему американскому обществу, сыграет против него самого.  

Обыкновенный фашизм 

Режиссер: Михаил Ромм 

Документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», в котором режиссер выступил в роли рассказчика, был выпущен на экраны в 1965 году и получил награду «Золотой голубь», а также приз на VIII Международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге. Фильм представляет собой своеобразное исследование, по сути, это попытка разобраться в истоках такого явления, как фашизм. И по сей день картина является самой мощной антивоенной и антифашистской отечественной лентой. Это размышление о природе и становлении фашизма, о причинах, по которым он мог родиться в Германии, которая дала миру таких деятелей культуры, как Гете и Манн. Каким образом к власти здесь смогли прийти одиозные и малограмотные люди, сметающие все на своем вероломном пути? В фильме использованы материалы из немецких архивов, кадры, отснятые личным фотографом Гитлера, съемки из концлагерей, где находились тысячи людей, замученных и уничтоженных нацистами. 

Полную программу фестиваля можно посмотреть на сайте