«Выступление Pussy Riot в храме было своего рода переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа»
9 мая
ЦСК «Факел»
С полгода назад я общался с Петром Мамоновым, он много рассуждал о религии, в том числе о том, что творческий человек не должен говорить о религии, религиозные чувства должны передаваться в контексте. Вы как считаете? Прежде всего, я хочу сказать, что Петр Мамонов, на мой взгляд, сам нещадно эксплуатирует достижения духовной культуры, как я подозреваю, в целях поддержания интереса к себе и своему творчеству на сцене. А о религии он рассуждает как-то подозрительно много. Если со знанием дела посмотреть на вопрос религии и творчества, то они не могут восприниматься раздельно. Потому как вот приходит человек в церковь, что он видит? Он видит иконы, фрески, росписи, резные оклады. Он слышит красивое пение, вдыхает запах ладана. Все это настраивает его на правильные мысли о Боге, о своем месте в мире. А иконы, росписи, пение, сама архитектура, что же это еще, как не творчество? Из этого несложно сделать вывод, что любое творчество, естественно верно толкуемое, – есть замечательный способ приближения людей к Богу.
Второй вопрос, обязательный сейчас, – это Pussy Riot, часы патриарха и все, что происходит с российской православной церковью. Как вы к этому относитесь? То, что сейчас происходит с Pussy Riot, это очевидная провокация с Запада, так как любой здравомыслящий человек понимает, что невозможно держать под стражей слабых и молодых женщин только лишь за то, что они не умеют внятно и доходчиво донести свои намерения. То, что их выступление в храме было своего рода переигрывание знаменитой акции Иисуса Христа, понятно даже ребенку. Скорее всего, западные агенты подкупали доверчивых граждан, чтобы те выходили на демонстрации против несчастных девушек, а патриарх и церковь, как известно должны следовать за волей народа. Такой вот замкнутый круг получается, все благие намерения против самих же сподвижников и оборачиваются. А с часами я, если честно, вообще не понимаю, почему столько шума. Патриарх – слуга народа и, конечно, он старается выглядеть в глазах людей привлекательно, как сейчас любят выражаться, «иметь престиж». А это так все повернули, что опять люди запутались и сами уже не понимают, что им говорить или думать. РПЦ всегда ведома народом, ведь народу она и призвана служить. А народ в ответ на это служение ей отвечает доверием и заботой. Главное упущение РПЦ в том, что они совершенно безответственно позволяют западным массмедиа проникать в неподготовленные умы наших граждан.
У нас в Петербурге есть такой городской юродивый, МС Покайся, он гуляет по Невскому проспекту с Библией и читает ее на улицах прохожим рэпречитативами. Как вы относитесь к подобным трактовкам Слова Божьего? Про MC Покайся я, к сожалению, ничего не слышал, но человек он, должно быть, замечательный. Ведь главное не то, в какой форме человек доносит свои намерения, а то, насколько он смог приблизить другого к Богу, помочь раскрыть ему мистические истины, которые окружают каждого. Он безусловно выполняет определенную культурную миссию, так как помогает возвращению великого культа, без которого не может состояться никакая культура.
Возвращению откуда? Что случилось с великим культом, как давно, сколько ему еще восстанавливаться и как выглядит восстановленный окончательно великий культ? Про это еще великий мыслитель Павел Александрович Флоренский писал. Культура и культ – понятия совершенно неразделимые, поскольку всякая культура проистекает из служения культу. Собственно культ существует всегда, просто периодически язык выражения этого культа становится настолько невнятным – вспомните Вавилонскую башню, что в головах у людей все окончательно перепутывается, и они забывают простую истину: страх перед Божьим наказанием есть высшая мудрость, доступная человеку. А потому как теряют люди страх Божий и не стремятся ежечасно к смирению, то и происходят с ними всевозможные происшествия. И поэтому каждый из нас должен понимать, что сила культа и патриотический дух – это те столпы, на которых выстоит наша Отчизна. Это очень хорошо понимали наши предки в XII веке, пока иноземная культура не стала проникать в нашу землю. Сейчас, призывая сограждан осознать, что такое настоящая культура, мы вернем былое величие нашей страны.
А у глав церкви есть какое-то официальное мнение относительно ваших перформансов? Никакого официального мнения быть не может, потому как это мое личное сподвижничество и ответственность перед Богом несу только я сам.
В общих чертах расскажите про ваши работы, что будет в «Факеле»? Про свои работы рассказывать много не буду, упомяну лишь некоторые из них. Один из моих любимых перформансов назывался «Не сотвори себе кумира». В нем я полз наверх по смазанной коровьим жиром веревке, чтобы дотянуться до большой еловой шишки, покрашенной в золотой цвет. Естественно, дотянуться у меня так и не получилось, так как я постоянно соскальзывал и падал вниз. В этой работе, как вы понимаете, я порицал современную страсть к идолопоклонству. Я считаю, что в своей работе художник должен руководствоваться не сиюминутной прихотью, а думать о вечном взаимодействии культа и культуры и о том, что еще он может сделать, чтобы разжечь в согражданах всепобеждающий патриотический огонь. Про проект «Непобедимая Победа» я рассказывать не буду, хочется, чтобы о его содержании, каждый из пришедших на выставку рассказал себе сам.