О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«14+: Продолжение». Прошла любовь, завяли помидоры
Вышедшая в 2015 году нежная подростковая мелодрама о первой любви «14+» быстро стала новой российской классикой для молодежи, хоть и провалилась в прокате. В новой части главным героям – Леше (Глеб Калюжный) и Вике (Ульяна Васькович) – по 18 лет, но их пути уже разошлись. Вика активно снимается в кино и живет с новым парнем. Леша же все никак не может повзрослеть. Он поступил в нелюбимый педагогический институт только ради того, чтобы получить отсрочку от армии. Днем он ходит на лекции, то и дело кривляясь на камеру и срывая занятия, а вечерами пропадает за игрой в танки. Но от проблем взросления никуда не уйти – ему нужно определиться, чего он хочет от жизни. На помощь приходит надвигающийся призыв в армию и девочка-ураган Настя (Полина Гухман), с которой он вновь почувствует себя любимым.
Между оригинальной мелодрамой «14+» и ее продолжением прошли долгие восемь лет. Режиссер и сценарист Андрей Зайцев подготовил сценарий второй части еще в 2018 году, но съемки начались не сразу – много сил, и эмоциональных, и физических, у него отнял «Блокадный дневник» (фильм-победитель ММКФ 2020 года), затем наступила пандемия. Лишь в 2021 году «Продолжение» получило зеленый свет и стало для Зайцева чем-то вроде отдушины, жизненно необходимой передышки после тяжелейшей хроники блокады Ленинграда.
Временной промежуток в четыре года в пространстве дилогии и в восемь лет в реальном мире ощущается слишком сильно – это касается окружения, настроения, накала, героев и затронутых проблем. Романтика спальных районов «14+» испарилась, и теперь дополнительным героем продолжения вместо густонаселенных жилых районов окраины столицы становится уже целая Москва, яркая и солнечная. Такая, какой ее не показывали в кино очень давно, чуть ли не со времен ленты «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, которой Зайцев в своем фильме передает пламенный привет, используя ту же музыку. Однако именно Москва – единственное светлое пятно второй части.
Многое в фильме подчинено случайности. Однако ни о какой поэтике случайности, как в фильмах Хона Сан-су или Рюсукэ Хамагути, речи не идет – сценарий шит условностями и совпадениями, словно белыми нитками. Количество случайных встреч превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Встретить бывшую на первом же курьерском заказе? Наткнуться в огромном городе на воришку, укравшего телефон пару дней назад? Сидя в СИЗО, узнать в полицейском бывшего соперника за сердце девушки? Несколько подобных совпадений заставляют относиться к фильму как к милой сказке, но их переизбыток откровенно разочаровывает, особенно в случае картины Зайцева, претендующей на звание «урока добрым молодцам».
Да и каким добрым молодцам? «14+: Продолжение» совершенно не чувствует возраст своих героев и окружающую реальность. Непонятно, как в 2023 году стоит воспринимать сюжет о парне, мечтающем начать жизнь с чистого листа с помощью службы в армии. Леша имеет перед собой несколько негативных примеров: пьяница-сосед, произносящий стереотипную мантру о службе («Не служил – не мужик» и так далее), ухажер матери, всеми правдами и неправдами помогающий Леше откосить от армии, хотя это идет вразрез с убеждениями и желаниями парня. Ближе к концовке сюжетная линия о призыве на службу вообще замещает все остальные – проблемы взросления так и останутся проблемами взросления, только уже в новом качестве. В этом смысле временной лаг с момента написания сценария и до съемок оказался для фильма фатальным – кино не удается ни ухватиться за реальность, ни рассказать поучительную притчу, только оставить в недоумении.
Но и на этом лавина бед «Продолжения» не заканчивается. На свою голову только что расставшийся с Викой Леша знакомится с Настей – без умолку тарахтящей фурией, заваливающей каждого встречного нескончаемым потоком эмоций. Находкой такого персонажа точно не назовешь, это типичная маниакальная девушка-мечта – образ, часто используемый в кино и призванный изменить главного героя. Настя, будучи настоящим ураганом, подталкивает спокойного и меланхоличного Лешу к хаосу, опрометчивым решениям и новой динамике жизни. Между ними завяжется нелепый роман, но исход его будет отличаться от отношений с Викой – Зайцев объяснит это впервые прорезавшейся осознанностью Леши.Впрочем, наблюдать за перипетиями их любви – тот еще квест. Все из-за чрезмерной экспрессии героини, настолько фальшивой и назойливой, что временами возникает стойкое желание попросить киномеханика остановить показ и сделать небольшую паузу. Персонаж подставляет и исполнительницу. Какую бы талантливую актрису ни позвали на эту роль (Полина Гухман, безусловно, именно такая), она наверняка не справилась – настолько надоедливые герои в кино встречаются редко.
Нежности оригинала, выбивавшего из-под ног почву под «Зеленоглазое такси», ждать не стоит – продолжение скорее про поиск себя и принятие ответственности за свою судьбу. Только внятного и своевременного высказывания у Зайцева не получилось. По крайней мере, его непросто выудить из этого бешено динамичного, но жутко фальшивого продолжения прекрасной подростковой мелодрамы.