О фильме
Рецензия на фильм
Казалось бы, что такого? Сел в метро, заснул, проснулся поезд давно уже никуда не идет и все освободили вагоны. Однако это только в нашей подземке по ночам бродят бригады жизнерадостных людей в оранжевых жилетах, которые все чинят и проверяют и на которых можно положиться в случае чего. В метро лондонском, как уверяет режиссер и сценарист Кристофер Смит, ночью можно найти только пару обкуренных бомжей, симпатичную собачку, стаи деловитых крыс, зануду-диспетчера и крайне злобное Нечто. Нечто еженощно выходит на охоту и очень плотоядно радуется каждому новому живому человеку. В этом и убеждается героиня Франки Потенте Кейт, светская тусовщица, спустившаяся в метро чуть ли не впервые в жизни (не могла поймать такси) и задремавшая на платформе после веселой вечеринки. Теперь ей, как и девушке, которую играла Потенте в фильме Беги, Лола, беги!, придется нестись со всех ног по туннелям, переходам и эскалаторам, спасая на этот раз собственную жизнь.
Фильм Крип (Creep) мог бы стать выдающимся триллером, поскольку у него для этого есть все предпосылки. Девушка ночью одна в пустом метро отличная сценарная идея, позволяющая в принципе за мизерные деньги и с минимумом спецэффектов напугать зрителя до полусмерти и надолго отучить его пользоваться подземным транспортом, особенно в темное время суток. Выигрышное название, сочетающее множество угрожающих и подходящих смыслов и мурашки, и крадущийся, и даже гад ползучий. В конце концов тут есть Франка Потенте, закончившая театральную школу Ли Страсберга в Нью-Йорке, где ее научили весьма убедительно бояться. Однако одной важной детали у фильма нет, а именно твердой уверенности режиссера в том, что он хочет снимать. Что, впрочем, вполне простительно для дебютанта, ведь Крип первый полноформатный фильм короткометражника Кристофера Смита, не освоившегося пока с большим размером.
Фактически Крип разбит на две самостоятельные части. Первые сорок пять минут мы видим достойный триллер и саспенс, затем начинается в меру натуралистичный, но привычный кровавый хоррор-gore. Половину фильма мы нервно смотрим сквозь камеру почти с плеча, словно наблюдая из-за угла за испуганной героиней, а потом лишь изредка морщимся в ожидании финального поединка. До обидного рано Смит выкладывает на стол все карты, лишая зрителя самого важного удовольствия страха перед неизвестностью. Мастер ужасов Стивен Кинг, классифицируя носителей зла в литературе и кинематографе, назвал Безымянную Тварь одним из главнейших персонажей жанра, и именно безымянность ее самой пугающей чертой. Как только Тварь обретает имя и историю, она становится уже не такой страшной и с этого момента напряжение зрителя могут поддерживать либо спецэффекты, либо незаурядное мастерство режиссера, чему есть масса примеров сериалы про Чужого, Фредди Крюгера, Майка Майерса и т. д. Либо юмор. У Смита же смешного в фильме нет ничего, кроме того что героиня изначально пыталась доехать до очередной тусовки, где намеревалась подцепить Джорджа Клуни (самого Клуни тут, понятно, нет). Тварь у Смита слишком быстро становится понятной, уязвимой и даже жалкой, а неожиданно возникающий к финалу социальный подтекст ее истории запоздалым и малоинтересным. Иначе говоря, Крип, пытаясь одновременно заставить и задуматься и испугаться, и в том и в другом преуспевает весьма умеренно. После просмотра очень хочется пригласить Смита в Москву и прокатить его по нашей подземке, например, в пятницу вечером. Просто хотя бы ради интереса если не самое масштабное и глубокое лондонское метро вдохновило его на такое кино, то какая же муза посетит его в московском?