О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Переправа» — первая часть дилогии Джона Ву о трагическом крушении парохода «Тайпин» в 1949-м, но к трапу корабля она не успевает подобраться и близко (сама катастрофа оставлена на второй фильм). Ву тратит два с лишним часа на развернутую экспозицию — зритель, пришедший смотреть фильм о гибели гоминьдановской элиты, бегущей от коммунистов на Тайвань, увидит лишь панораму событий, которые ее предваряли. Причем панораму не менее хаотичную, чем расстановка сил на любой гражданской войне — здесь в кадре мешаются кони и люди, мельтешат персонажи основные и второстепенные, а за одним ударом судьбы неизменно следует второй.
Война как таковая, впрочем, для Ву здесь уходит на второй план — впервые в карьере он выстраивает кино на мелодраматических линиях сюжета. Вот бравый гоминьдановский генерал (Хуан Сяомин) теряет как солдат, так и обожание жены (Сон Хе Гю). Вот медсестра (Чжан Цзыи) ищет пропавшего на войне с японцами жениха — попутно зачем-то притворяясь супругой случайного знакомого, солдата-оптимиста (Тун Давэй). Вот меланхоличный тайваньский доктор (Такэси Канэсиро) страдает из-за ушедшей любви и ран прошлого. Все их судьбы свяжет тот самый пароход «Тайпин», но, опять же, до него пока Ву толком не добрался — и линии персонажей безжизненно повисают в воздухе, словно дожидаясь ушедшего на обед кукловода.
Что остается в отсутствие ключевого сюжетного поворота — самой трагедии? Исторический эпос без стержня, но с перебором сердечной патетики и спорным подходом к батальным сценам (в парадоксальном 3D-решении тело одного несчастного вояки разрывает снарядом — и кровавые, мультяшные ошметки «летят» в зал). То есть примерно то, что с таким шумом в последние десять лет творит российское патриотическое кино — причем «Переправа» не уступает «Адмиралу» только в частоте звучащих в кадре любовных признаний. По качеству же баталистики и пылу гражданственности фильм Ву не выдерживает сравнений не только с квазиблокбастерами Первого канала, но и с последними опусами другого ветерана режиссуры — Никиты Михалкова. В общем, можно было бы порадоваться тому, что наша индустрия догнала по мастерству Джона Ву — если бы не подозрение, что это, наоборот, он плавно до ее уровня опустился.