- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Кирилл Серебренников
- Длительность
- 118 мин.
- Премьера в мире
- 21 апреля 2016 г.
- Премьера в России
- 13 октября 2016 г.
- Бюджет
- €1 000 000
- Сборы, в мире
- $318 123
- Сборы, в России
- $241 818
О фильме
Ученик старшей школы Вениамин Южин (Скворцов) живет обыкновенной жизнью счастливого школьника – у него хорошие оценки, добрая мама и девушка-красотка. Но еще у него есть вера в бога – ее умный и читающий подросток черпает из библии, с которой не расстается. Веня все отчетливее видит море «греха», в котором погрязли его близкие и весь мир. Парень объявляет войну пороку, начав с физкультурника и учительницы биологии Елены Львовны, не соглашающихся с ним в вопросах вожделения. Невинные проповеди постепенно превращаются в фанатичный морализаторский террор. «Ученик» Кирилла Серебренникова снят по современной пьесе немца Мариуса фон Майенбурга – Серебренников поставил по ней спектакль «(М)ученик» в «Гоголь-центре» – и отмечен двумя призами Каннского фестиваля 2016 года.
Актеры
Рецензия на фильм
Кирилл Серебренников заклинает квазирелигиозное безумие, охватившее современную Россию.
«Веня, ты почему на уроки физкультуры не ходишь?» – спрашивает сына-старшеклассника (Петр Скворцов) обеспокоенная, утомленная мать (Юлия Ауг). «Религиозные убеждения не позволяют», – кажется, полушутя, повторяя услышанную где-то по ТВ фразу, ответит сын – вот только его слова окажутся совсем не шуточными. Уже на утро вооруженный томиком Библии и набором цитат из нее (они в «Ученике» обязательно обозначаются остроумными соответствующими титрами) Вениамин начнет подминать школьную жизнь под себя – провоцировать не только физрука, но и завуча с приставленным к школе батюшкой, а эволюционистку-биологичку (Виктория Исакова) и вовсе доводить до белого каления. Парадокс в том, что чем сильнее эскапады ученика будут отдавать не религиозным пылом, а натуральным фундаментализмом, тем стремительнее все взрослые займут его сторону – кроме той самой биологини.
Можно ли считать кино по умолчанию хорошим, если его наполняют правильные, уместные идеи? Успешно ставивший ту же пьесу-первоисточник Мариуса фон Майенбурга в театре Серебренников эффектными, бравурными стилистическими штрихами рисует сгущение небольшого апокалипсиса в одной калининградской школе — для чего, как выяснилось, хватает появления псевдопророка. Веня сначала выставляет на обозрение лицемерие окружающего его мира – чтобы затем, конечно, оказаться самым большим лицемером во всей этой истории. Серебренников как кинорежиссер— умелый и смелый стилист: его кино не боится лобовых стилистических приемов (от подчеркнуто виртуозных длинных планов до мелькающих на экране ссылок на стих Писания, цитируемого кем-то из героев) и прямого высказывания. Высказывание это сводится к стремительному нарастанию безумия русской жизни, в которой бойкого, чувствующего конъюнктуру провокатора послушают куда с большей вероятностью, чем голос разума и рефлексии. Мысль справедливая, но является ли она для кого-то новостью? Тем не менее режиссер предпочитает буквально вколотить ее в аудиторию, не сильно отличаясь по методам от того же Венечки, вбивающего на стену школьного класса самодельный крест.