О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Асоциальная сеть». История одного стартапа
Каждый шаг, который ты делаешь без ведома государства, ослабляет его контроль над тобой. Во всяком случае, именно так считал вчерашний студент Росс Уильям Ульбрихт (Ник Робинсон). А так как по природе своей он был неисправимым максималистом, то решил от теории перейти к практике и открыл сайт, на котором можно было продавать и покупать практически все: наркотики, оружие, поддельные документы. Причем платежи принимались только в биткоинах, что гарантировало пользователям стопроцентную анонимность: вычислить «клиента» по цифровому следу в таком случае невозможно. Поэтому сайт, имя которому Silk Road, очень быстро стал мега-хитом, превратившись в хроническую головную боль для полицейских и служб наркоконтроля.
История Silk Road и его создателя, молодого и упрямого либертарианца Росса Ульбрихта, абсолютно реальна. Злополучная интернет-площадка, созданная в зоне анонимной сети Tor, появилась в 2011 году, и уже через пару месяцев количество пользователей перевалило за сто тысяч. По самым общим подсчетам ежегодный оборот стартапа доходил до $15 миллионов, поэтому власти не могли не заметить появления у них под носом столь крупного и совершенного нелегального бизнеса. Правда, чтобы закрыть Silk Road, федералам понадобилось два года, после чего Ульбрихт получил пожизненную прописку в одной из американских тюрем.
Однако «Асоциальная сеть» несколько глубже, чем простая реконструкция одного преступления. Тиллер Расселл, ставший также соавтором сценария, рассказал эту историю через конфликт между Ульбрихтом и неким федеральным агентом Риком Боуденом (Джейсон Кларк), который как раз и пытается поймать молодое и амбициозное дарование. При этом — вот ведь ирония! — именно Боуден, персонаж почти полностью выдуманный, интригует гораздо сильнее героя с реальным прототипом. Этот без пяти минут почетный пенсионер, сорвавший важную полицейскую операцию и загремевший в психушку, в качестве наказания отправляется в «ссылку» — в отдел по борьбе с киберпреступлениями. Правда, компьютер он видит впервые и мышкой пользоваться не умеет, но такие «мелочи» полицейскую ищейку не останавливают, и он объявляет войну одному из лучших хакеров мира. Если честно, следить за ходом этой войны гораздо интереснее, чем за развитием Silk Road или за личными проблемами Ульбрихта. Тем более что в какой-то момент традиционная игра в кошки-мышки внезапно меняет курс — и «кошка» с «мышкой», продолжая оставаться врагами, внезапно оказываются по одну сторону баррикад.
Другая причина, по которой «Асоциальная сеть» может заинтриговать — это очень верно расставленные акценты. Тиллер Расселл никого не осуждает и ничего не романтизирует. Ульбрихт для него — не бунтарь-одиночка, который решил сразиться с системой, и не амбициозный пацан, жаждущий подзаработать на чужих слабостях. Рассел пытается объяснить мотивацию Росса, приводя реальные цитаты из его дневников и из разговора с ним самим. Тем более что Ульбрихт действительно верил, что его сайт — это попытка сделать мир лучше и вернуть людям часть отнятых у них свобод. Да и покупка каких-либо запрещенных веществ через его портал менее опасна, чем торговля в подворотне.
При этом есть у фильма и откровенные просчеты. К примеру, главных героев окружают персонажи-функции: мы ничего не знаем ни о девушке Росса, ни о его друге, ни о десятке других героев. Почти все они введены в сценарий с одной единственной целью — чтобы Россу и Рику было с кем говорить. Особенно актуально это для Росса, ведь его окружение — это, прежде всего, его «слушатели», те, для кого он озвучивает свои идеи. Именно эти разговоры сильно тормозят действие и не добавляют в историю разнообразия.
Как бы то ни было, интрига и тема фильма все-таки перевешивают его минусы. «Асоциальная сеть» — это не только разговор о наркотиках, а, по сути, рассказ о том, что дорога к тюремным воротам иногда вымощена самыми благими намерениями.