О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
От милого Чебурашки до кровожадных волков
На кладбище где-то в тайге разворачивается странная картина: мужчина таскает от могилы к могиле молодого парня, тыкая носом в захоронения своих друзей. Это Игорь (Алексей Серебряков) привез своего сына-наркомана Вовку (Всеволод Володин) на своеобразный и не слишком педагогичный северный детокс. После кладбища они отправляются в деревеньку к другу Игоря Юре (Георгий Дронов), где Вовку приковывают наручниками к кровати, чтобы он не добрался до очередной дозы. Дальше в планах – поездка в лес на несколько дней. Таков уж жесткий метод отца. Но специфический план разрушается, когда на деревню нападают бешеные волки, умерщвляя нескольких жителей. Полиция случайно обнаруживает прикованного Вовку, поэтому Игорь вместе с сыном сбегает глубоко в лес, чтобы закончить начатое грубое лечение. Только есть одна проблема – вокруг слишком много взбесившихся зверей.
Режиссером «Бешенства» выступил Дмитрий Дьяченко. Сомневаться в том, что он прекрасно чувствует зрителя и его запрос, не приходится. Стоит только взглянуть на фильмографию постановщика: несколько снятых картин для «Квартета И» («О чем говорят мужчины», «День радио»), чрезвычайно успешный сериал «Кухня», некогда кассовый лидер российского проката «Последний богатырь» и его продолжения, а венец всего – великий и прекрасный шестимиллиардник «Чебурашка». На первый взгляд, «Бешенство» в этот ряд становится с трудом, ведь ранее Дьяченко никогда не работал над триллерами. Здесь же – мало того, что незнакомый жанр, так еще и исследование непростого социального и психологического явления, наркозависимости.
Лента встречает суровым зимним пейзажем. Атмосфера в лучших традициях нордических триллеров – холодно, одиноко и жутко некомфортно. Должное нужно отдать оператору Юрию Никогосову. Кажется, вот-вот перед нами развернется медленная история распада и мести вроде той, что показывали, например, Тейлор Шеридан («Ветреная река») или Хлинюр Палмасон («Зимние братья»). Но подобные мысли нужно гнать сразу же, ведь в режиссерском кресле Дмитрий Дьяченко, а, значит, динамики «Бешенству» точно будет не занимать.
В трейлерах картина позиционируется как триллер о выживании. О важнейшем пласте фильма – наркозависимости Вовки и трудных отношениях между сыном и отцом – промо-ролики, если и не умалчивают, то явно не договаривают. В первую очередь, «Бешенство» – кино именно об этом, что роднит его с параллельно выходящим в российский прокат фильмом «Сын» Флориана Зеллера. Оба говорят об отцовской ответственности и жирно подчеркивают влияние когда-то принятых отцовских решений на судьбу психологически нестабильных детей.
Жанровые триллер-элементы у Дьяченко присутствуют в качестве очевидной параллели. Наркоманы в период ломки похожи на бешеных зверей, без разбору набрасывающихся на всех вокруг. Первые – в поисках дозы, вторые – просто потому, что болезнь обнажает их животные инстинкты. Кстати, основой для фильма послужила эпидемия бешенства, случившаяся в Амурской области в 2019 году. Сначала она поразила коров и лошадей, а затем и волков. В некоторых селах бешеные животные нападали на людей, поэтому местные власти создали специальную буферную зону, в которой был введен карантин.
Создателям «Бешенства», кажется, эта история была не слишком-то интересна. Нам не расскажут ни как возникла проблема, ни как она в итоге была решена – есть только бешеные волки, представляющие смертельную опасность для героев. Любая встреча с такой животинкой полностью подчинена жанровым канонам. Волки и медведи появляются в кадре ровно тогда, когда это особенно нужно сюжету. Да и всякое испытание, выпавшее на долю героев-функций, представляет собой жанровое клише: волк то выпрыгнет из ниоткуда, то будет убит в самый последний момент, когда надежды уже не останется. Клише порядком мешают ленте, выступая как явный инструмент манипуляции. Но для жанрового зрительского проекта это нормально. Главное, чтобы после просмотра оставались яркие эмоции. «Бешенство» с этим справляется.
Другой вопрос – в выводах. Устами и поступками своих героев создатели винят систему, развращающую, позволяющую решать проблемы взятками и не обращающую внимания на отдельных личностей. Частично эффективным, по их мнению, оказывается и жесткий метод отца, фактически взявшего в заложники своего сына. Добрым финалом, по настроению напоминающим концовку любого трогательного семейного фильма, авторы однозначно заявляют: отец-то был прав. Жуткие условия и моментальное осознание катастрофы, которую натворил Вовка под кайфом, раз и навсегда изменили его жизнь. Такое решение окрашивает в светлые цвета вообще-то морально серые методы Игоря. Со страшными выводами «Временных трудностей» это, конечно, не сравнится, но урок все равно не из приятных.