О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Бэтмен». Ужас, летящий на крыльях ночи
Неизвестный грабитель убил обоих родителей Брюса Уэйна прямо на его глазах — мальчик получил страшную душевную травму на всю жизнь и многомиллиардное наследство. Уже взрослый Брюс решил бороться с преступностью своими руками — для этого каждую ночь он надевает пуленепробиваемый костюм летучей мыши и отправляется избивать негодяев. Все это среднестатистический зритель видел уже много раз и наверняка знает наизусть — поэтому новый «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном в главной роли пропускает предысторию и сразу переходит к трудовым будням героя. Он, как выяснится, мало чем похож на свои предыдущие версии.
«Бэтмен» 2022 года — проект, мягко говоря, многострадальный. Его анонсировали еще в 2014-м, когда роль Величайшего детектива только перешла Бену Аффлеку. С тех пор утекло много воды, киновселенная DCEU в ее изначальном виде перестала существовать, и даже Аффлек оставил одну из самых желанных ролей Голливуда — его место занял более молодой Роберт Паттинсон. Героя полностью переосмыслили, а производство фильма вместе с тем перезапустили с чистого листа. В итоге получилось нуарное, почти готическое кино о том, как один человек взвалил на себя неподъемную ношу и теперь бесконечно страдает.
В том, каким Бэтмена видит режиссер Мэтт Ривз, состоит ключевое отличие нового фильма от предыдущих и его лучшая черта. Герой Паттинсона уже не первый год занимается охотой на преступников, но все равно справляется с трудом: из-за недостатка сна ему тяжело функционировать, а каждая пуля, остановленная броней костюма, все равно отзывается болью во всем теле. У него, конечно, есть невероятная сумма денег, большая Бэт-пещера и высокотехнологичный Бэтмобиль, но все эти игрушки не приносят миллиардеру никакой радости. Он вообще человек мрачный и нелюдимый — делает, что считает нужным, но толком не живет.
Из-за депрессивного настроения и обилия ночных сцен «Бэтмен» успешно маскируется под современный нуар, пусть и несколько комиксный — местами это почти «Город грехов», только без крови и жести. Закадровые рассуждения героя и обилие до неприличия долгих дублей создают нужное настроение: уже ближе к середине фильма начинаешь чувствовать, что творится у Брюса на душе. Там, конечно, все мрачно и неспокойно — ни следа той легкомысленной романтизации героя, которая была еще в бертоновскую или даже нолановскую эпохи.
Что удивительно, при кажущейся вальяжности — картина идет почти три часа — в «Бэтмене» происходит довольно много всего. Тут и центральный антагонист Загадочник (Пол Дано), сражающийся с Бэтменом на его же территории — из тени, — и Пингвин (неузнаваемый под гримом Колин Фаррелл), который явно сыграет важную роль в продолжениях. Ривз успел ввести, раскрыть и свести с героем Женщину-кошку (Зои Кравиц) — она здесь не менее очаровательна, чем раньше, но тоже куда более несчастна. Столько событий иной постановщик растянул бы минимум на две картины, но в «Бэтмене» они не только умещаются, но и не перегружают повествование.
Правда, наблюдая за всем калейдоскопом сюжетных линий и персонажей, не получается толком прочувствовать кого-то из них до конца — они просто проносятся мимо. Так что как новый Бэтмен к финалу остается гадать о своем мироощущении, так и зрителю еще только предстоит разобраться в своем отношении к этой итерации героя — видимо, уже в сиквелах. Которые, к слову, совершенно точно хочется увидеть.