Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше (2020 год)
Be Natural: The Untold Story of Alice Guy-Blaché 16+
О фильме
Рецензия на фильм
«Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше»: В поисках утраченного имени
Алис Ги-Блаше — одна из первых режиссеров в истории синематографа, первая женщина-режиссер. Но беда в том, что ее имя совершенно не вписано в официальную летопись мирового кино. Как же так вышло?
В 1896 году Алис Ги, двадцатитрехлетняя секретарша в компании Gaumont, попробовала снимать на пленку. Ее босс — Леон Гомон — сразу же поверил в большое будущее только-только зарождающегося вида искусства. Он решил, что его молодая сотрудница вполне может добиться успеха — возраст в данном случае даже плюс, потому что энергичная девушка была готова к открытиям и экспериментам. Начальник поставил перед ней лишь одно условие — лишь бы не страдала основная работа. Позднее Ги руководила всем производством студии Gaumont и обучала будущих режиссеров (среди них, например, Викторен Жассе, Луи Фейад и Фернан Зекка). Тогда мир еще не захватили мужчины-продюсеры, и на первых порах пол постановщицы не создавал ей дополнительных проблем. Первоочередными были ее мастерство и воображение.
Молодая постановщица добилась колоссальных успехов: она открывала новые техники съемки и новые жанры, снимала как цветные, точнее, раскрашенные, так и музыкальные фильмы. Она успела создать более 20 полнометражных и около 1000 короткометражных картин. Вот только дожить до нашего времени смогли единицы.
Алис Ги (в замужестве Ги-Блаше) успела поработать во Франции и в США. Вместе со своим мужем Эрбером Блаше она основала компанию Solax. В то время центр кинематографического производства располагался на восточном побережье Америки — в городе Форт Ли, штат Нью-Джерси. Это потом все будущие крупные студии переедут в Голливуд, а пока что им было хорошо неподалеку от Нью-Йорка. Первая мировая война и разлад супружеской пары привели компанию к банкротству. Ги-Блаше вместе с детьми была вынуждена вернуться на родину, где уже больше никогда не снимала кино.
Долгие годы женщина-режиссер мечтала снова оказаться на съемочной площадке, но времена изменились, и ее ранние достижения были забыты. Попытки вернуться в профессию так и не увенчались успехом, и последние годы жизни постановщица посвятила переписыванию истории кино и поискам своих фильмов — многие ее работы были ошибочно приписаны другим авторам, а ее имя вычеркнули из летописи раннего синематографа.
Большинство картин конца XIX-начала XX века всплыли в частных коллекциях собирателей пленок с движущимися картинками лишь в середине прошлого столетия. Тогда-то имя Алис Ги-Блаше начало потихоньку возвращаться в энциклопедии и учебники самого молодого и самого популярного вида искусства.
Картина американки Памелы Б. Грин — еще один шаг в сторону восстановления справедливости. С 2012 года она систематически занимается поиском всего, что связано с именем забытой пионерки кино. Среди продюсеров, помогавших Грин вести многолетние поиски — Роберт Редфорд, Хью Хефнер и читающая закадровый текст Джоди Фостер.
Масштаб исследовательской деятельности поражает. Это не просто кадры хроники, фрагменты ранних картин француженки или чудом сохранившиеся отрывки интервью с ней самой и ее дочерью. Это поиск дальних родственников и потомков героини, выяснение связей между ними, найденные уникальные фотографии и переписка Ги-Блаше с современниками. Один из главных знатоков творчества Сергея Эйзенштейна и бывший директор московского музея кино Наум Клейман узнает в дневниках советского гения ссылку на одну из работ главной героини — «Последствия феминизма». Также француженкой восхищался и Альфред Хичкок, упоминавший ее в своих книгах по теории съемочного процесса.
Грин очень наглядно показывает, насколько увлекательно заниматься раскопками забытых жемчужин раннего кинематографа. «Будь собой» — захватывающий документальный детектив, в котором даже трудно сказать, что интереснее: предмет поисков или сам трудоемкий процесс. Работа еще не закончена, она продолжается, но Грин заложила основы будущих изысканий историков кино.
Да, в свое время имя первой женщины-режиссера было стерто из летописи самого доступного вида искусства, но важнее даже не найти виноватых и заклеймить их, а восстановить справедливость Фильм американской постановщицы вскользь указывает сразу несколько причин случившегося, но главное — он устремляется в будущее, старается ярко рассказать профессиональную и личную биографию Ги-Блаше, чтобы будущие поколения никак не смогли забыть ее заслуг на заре кинематографа.
Хроника развития молодого искусства не имеет одной магистральной линии: нет одного правильного ответа, это расходящиеся в разные стороны лучи. Один из них — смелая и одаренная Алис Ги-Блаше. Авторы картины о ней постоянно напоминают зрителям, что история не перманентна, а изменчива — ее содержание во многом зависит от того, кто ее пишет. Может быть, время, когда мы способны по-настоящему оценить вклад в кино бывшей секретарши компании Gaumont, настал только сейчас. Все проходит. Даже незаслуженное забвение.