Рецензия на фильм Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше, отзывы критиков о кинофильме Be Natural: The Untold Story of Alice Guy-Blaché, все актеры | Time Out
5.0/5

Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше (2020 год)

Be Natural: The Untold Story of Alice Guy-Blaché   16+

Страна
США
Режиссер/Постановщик
Памела Б. Грин
Длительность
103 мин.
Премьера в мире
01 августа 2020 г.

О фильме

Алис Ги Блаше стала режиссером в 23 года и получила признание в индустрии — ей восхищались такие мэтры, как Хичкок и Эйзенштейн. Она была реформатором кино: раскрашивала черно-белую пленку, снимала чернокожих, но годы спустя имя Алис Ги-Блаше затерялось в истории. Памела Грин решила провести собственное расследование и выяснить обстоятельства, в связи с которыми личность одной из первых женщин-режиссеров оказалось забыта.

Рецензия на фильм

«Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше»: В поисках утраченного имени


Алис Ги-Блаше — одна из первых режиссеров в истории синематографа, первая женщина-режиссер. Но беда в том, что ее имя совершенно не вписано в официальную летопись мирового кино. Как же так вышло?

В 1896 году Алис Ги, двадцатитрехлетняя секретарша в компании Gaumont, попробовала снимать на пленку. Ее босс — Леон Гомон — сразу же поверил в большое будущее только-только зарождающегося вида искусства. Он решил, что его молодая сотрудница вполне может добиться успеха — возраст в данном случае даже плюс, потому что энергичная девушка была готова к открытиям и экспериментам. Начальник поставил перед ней лишь одно условие — лишь бы не страдала основная работа. Позднее Ги руководила всем производством студии Gaumont и обучала будущих режиссеров (среди них, например, Викторен Жассе, Луи Фейад и Фернан Зекка). Тогда мир еще не захватили мужчины-продюсеры, и на первых порах пол постановщицы не создавал ей дополнительных проблем. Первоочередными были ее мастерство и воображение.

Молодая постановщица добилась колоссальных успехов: она открывала новые техники съемки и новые жанры, снимала как цветные, точнее, раскрашенные, так и музыкальные фильмы. Она успела создать более 20 полнометражных и около 1000 короткометражных картин. Вот только дожить до нашего времени смогли единицы.

Алис Ги (в замужестве Ги-Блаше) успела поработать во Франции и в США. Вместе со своим мужем Эрбером Блаше она основала компанию Solax. В то время центр кинематографического производства располагался на восточном побережье Америки — в городе Форт Ли, штат Нью-Джерси. Это потом все будущие крупные студии переедут в Голливуд, а пока что им было хорошо неподалеку от Нью-Йорка. Первая мировая война и разлад супружеской пары привели компанию к банкротству. Ги-Блаше вместе с детьми была вынуждена вернуться на родину, где уже больше никогда не снимала кино.

Долгие годы женщина-режиссер мечтала снова оказаться на съемочной площадке, но времена изменились, и ее ранние достижения были забыты. Попытки вернуться в профессию так и не увенчались успехом, и последние годы жизни постановщица посвятила переписыванию истории кино и поискам своих фильмов — многие ее работы были ошибочно приписаны другим авторам, а ее имя вычеркнули из летописи раннего синематографа.

Большинство картин конца XIX-начала XX века всплыли в частных коллекциях собирателей пленок с движущимися картинками лишь в середине прошлого столетия. Тогда-то имя Алис Ги-Блаше начало потихоньку возвращаться в энциклопедии и учебники самого молодого и самого популярного вида искусства.

Картина американки Памелы Б. Грин — еще один шаг в сторону восстановления справедливости. С 2012 года она систематически занимается поиском всего, что связано с именем забытой пионерки кино. Среди продюсеров, помогавших Грин вести многолетние поиски — Роберт Редфорд, Хью Хефнер и читающая закадровый текст Джоди Фостер.

Масштаб исследовательской деятельности поражает. Это не просто кадры хроники, фрагменты ранних картин француженки или чудом сохранившиеся отрывки интервью с ней самой и ее дочерью. Это поиск дальних родственников и потомков героини, выяснение связей между ними, найденные уникальные фотографии и переписка Ги-Блаше с современниками. Один из главных знатоков творчества Сергея Эйзенштейна и бывший директор московского музея кино Наум Клейман узнает в дневниках советского гения ссылку на одну из работ главной героини — «Последствия феминизма». Также француженкой восхищался и Альфред Хичкок, упоминавший ее в своих книгах по теории съемочного процесса.

Грин очень наглядно показывает, насколько увлекательно заниматься раскопками забытых жемчужин раннего кинематографа. «Будь собой» — захватывающий документальный детектив, в котором даже трудно сказать, что интереснее: предмет поисков или сам трудоемкий процесс. Работа еще не закончена, она продолжается, но Грин заложила основы будущих изысканий историков кино.

Да, в свое время имя первой женщины-режиссера было стерто из летописи самого доступного вида искусства, но важнее даже не найти виноватых и заклеймить их, а восстановить справедливость Фильм американской постановщицы вскользь указывает сразу несколько причин случившегося, но главное — он устремляется в будущее, старается ярко рассказать профессиональную и личную биографию Ги-Блаше, чтобы будущие поколения никак не смогли забыть ее заслуг на заре кинематографа.

Хроника развития молодого искусства не имеет одной магистральной линии: нет одного правильного ответа, это расходящиеся в разные стороны лучи. Один из них — смелая и одаренная Алис Ги-Блаше. Авторы картины о ней постоянно напоминают зрителям, что история не перманентна, а изменчива — ее содержание во многом зависит от того, кто ее пишет. Может быть, время, когда мы способны по-настоящему оценить вклад в кино бывшей секретарши компании Gaumont, настал только сейчас. Все проходит. Даже незаслуженное забвение.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa