О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Дело». Тяжба о пятнадцати стульях
Опасное это занятие — проводить научные конференции. К примеру, ты выигрываешь крупный грант, закупаешь оборудование, приглашаешь ученых со всего мира… А потом к тебе в дом стучится полиция: «Отчитайтесь-ка, голубчик, о потраченных средствах. А то мы пятнадцать стульев, будто бы тобой купленных, почему-то найти не можем…».
Звучит, конечно, смешно, но Давид Гурамович (Мераб Нинидзе) — специалист по литературе Серебряного века — оказался именно в такой ситуации. Впрочем, он уверен, что пропавшая мебель в данном случае ни при чем. Ведь незадолго до повестки в суд Давид нарисовал карикатуру на местного мэра, обвинив того в воровстве. Вот хозяин города и решил обидчика посадить. Однако, если «карикатурист» покается, то получит «условку». А если будет продолжать «клеветать» на мэра и твердить о своей невинности, то очень скоро окажется за решеткой.
Сценарий «Дела», который Алексей Герман мл. написал вместе с Марией Огневой, был готов еще лет шесть назад. Однако найти деньги на его реализацию не удалось, и проект лег на полку. Достать его оттуда помог коронавирус: из-за локдауна съемку масштабного блокбастера «Воздух», которым тогда занимался Алексей, пришлось приостановить, и съемочная группа на несколько месяцев осталась без работы. Когда часть ограничений была снята, стало понятно, что в новых реалиях можно снимать только камерные драмы, для которых требуются одна-две локации и минимальное количество сотрудников. Сценарий «Дела» идеально вписывался в эти условия.
Важно и то, что за прошедшие шесть лет проект не растерял своей актуальности. Даже наоборот: ситуация с коррупцией, мягко скажем, лучше не стала. «Дело» же это явление препарирует очень точно: перед нами история идеалиста, который попал в мясорубку взаимоотношений с проворовавшимся чиновником, дорвавшимся до кормушки и не желающим эту кормушку терять. Поэтому между ними стартует необъявленная война, в ходе которой скромный профессор-литературовед потеряет все: репутацию, работу, здоровье. Его посадят под домашний арест, выгонят из университета с волчьим билетом, у него под окном начнутся «стихийные» митинги, в которых хорошо проплаченные пенсионеры недружным хором будут орать «позор-позор».
Однако самое интересное закручивается тогда, когда из социальной драмы «Дело» превращается в драму психологическую. Давид Гурамович — не романтизированный бунтарь, встающий в полный рост под пулеметным огнем. Каждый день он вынужден выбирать — сворачивать с тропы или идти дальше, и каждый раз это решение очень болезненно. К тому же живет он не в вакууме, поэтому своим геройством мучает не только себя, но и тех, кто рядом. Давид вообще довольно эгоистичен в своем упрямстве, и эта черта лишает его романтического ореола.
Другие персонажи «Дела» прописаны очень общо, буквально пунктиром: у них всего по паре-тройке значимых черт. Это вечно ворчащая мать Давида (Роза Хайруллина), медсестра, отказывающаяся делать ему укол (Светлана Ходченкова), уговаривающий сдаться следователь (Александр Паль), сантехник, перекрывающий воду и т.д. Это все добрые и симпатичные люди, понимающие профессора и одобряющие его поступок, однако большинство из них формально оказываются по другую сторону баррикад. Ведь поддержка тех, кто находится в конфронтации с сильными мира сего — удовольствие дорогое. За такое можно и с работы вылететь, и на всю жизнь калекой остаться. Поэтому Давида не поддерживает никто, кроме матери и адвоката (Анна Михалкова), которой терять практически нечего.
Как бы то ни было, сам Алексей Герман мл. не считает свое кино политизированным или протестным. Для него это просто серьезный разговор о коррупции — явлении, которое родилось не вчера и не закончится завтра по взмаху волшебной палочки. «Дело» — наглядный рассказ о том, что будет с человеком, которого методично и четко перемалывает представитель госаппарата, однако, по словам режиссера, никаких протестных элементов в фильме нет: он ни к чему не призывает и никого не предает анафеме. Впрочем, нет ли в этом некой доли лукавства? Time Out предлагает вам проверить это самим.