О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Дети кукурузы». Одиннадцатый предсмертный вздох забытой слэшер-франшизы
В небольшом американском городке в самом сердце Небраски происходят странные события. Высокая кукуруза, которой усеяны почти все просторы, вот-вот падет жертвой местных жителей. Они решают уничтожить весь отравленный химикатами и убыточный урожай, чтобы получить деньги от государства. Против этого выступают дети во главе с маленькой Эден. Для нее бескрайние поля – место силы, пристанище ее милого друга, кукурузного демона. Эден начинает вербовать других детей, чтобы устроить кровавую бойню и уничтожить всех взрослых в городе. Только в этом она находит для него спасение. Против Эден выступает старшая школьница Болейн, у которой есть не слишком надежный план по противостоянию пророку-убийце в теле маленькой девочки.
Произведения Стивена Кинга экранизировались более трехсот раз – по-настоящему успешными сегодня считаются единицы. 40-страничный рассказ «Дети кукурузы» (1977), например, стал основой для одиннадцати фильмов, первый из которых вышел в 1984 году и особой зрительской любви не снискал. То же самое случилось и со всеми следующими частями долгоиграющей слэшер-франшизы. С третьей картины они перестали выходить в широкий прокат, сразу следуя на VHS и DVD. Причем большинство частей появилось в первой половине 1990-х, когда жанр находился если не на последнем, то точно на предпоследнем издыхании. Франшиза даже никак не отреагировала на появление на горизонте освежившего жанр «Крика», а ее создатели продолжали выпускать ленты, герои, локации и сюжеты которых уже давно устарели.
После небольшого перерыва в 2009 году «Детей кукурузы» вновь зачем-то перезапустили, следуя модной в нулевые тенденции ремейков старых хорроров. Адаптация оригинальной картины 1984 года для ТВ звезд с неба не хватала и ничего нового во франшизу не принесла. Следующие части забыли о существовании этого ремейка и продолжали неудачно эксплуатировать идеи кинговского рассказа. Одиннадцатый фильм продюсеры решили выпустить в прокат и немного изменить концепцию. Новые «Дети кукурузы» стали приквелом оригинала. Режиссер Курт Уиммер (автор «Эквилибриума») не снимал кино более 15 лет – его последней работой был фантастически неудачный боевик «Ультрафиолет». С тех пор он писал сценарии для бодрых экшен-фильмов («Законопослушный гражданин», «Солт» и «На гребне волны») и в 2020-м наконец получил возможность написать и поставить приквел «Детей кукурузы». Получилось, впрочем, что-то близкое к очередному провалу и для него, и для франшизы.
От Кинга в новой экранизации почти ничего не остается. Знакомые Берт и Вики здесь не появятся, потому что действие разворачивается незадолго до их приезда в городок. Подтексты, с легкостью отыскиваемые в оригинале, в картине Уиммера превращаются в пшик – к переосмыслению можно подтянуть лишь зеленую повестку, на фоне которой и завязывается конфликт отцов и детей. Взрослые не уделяют должного внимания окружающей среде и тем самым лишают детей будущего. В ответ на это они получают циничную и расчетливую месть – кто-то задохнется газом, кто-то будет закопан в качестве удобрения, а кто-то отправится в глубину кукурузного поля и станет кормом для огромного демона. Чудище представляет собой большого зеленого человека-растение вроде марвеловского Грута. Управляет всем этим цирком юная Эден – девочка, то ли случайно, то ли нарочно получившая уникальную сверхъестественную способность в виде связи с потусторонним.
Бороться с этой мистикой никто не в силах. Почему превосходящие количественно взрослые не могут дать отпор маленькой девочке и ее подручным мальчикам с двумя топорами и одной бензопилой, так и останется загадкой. Болейн во всех смыслах находится меж двух огней – отнести ее к плохим взрослым Эден так и не решается, а принять в шайку религия не позволяет. Уиммер позиционирует Болейн как главную героиню, но действовать она начнет только к финалу. В большинстве сцен она останется стоять в сторонке и с широко открытым ртом и глазами будет наблюдать за бесчинствами детей, будто зараженная вирусом бездействия от местных взрослых.
Связности и хотя бы толики логики «Детям кукурузы» тоже не хватает. Фильм похож на набор устаревших и оторванных друг от друга изредка пугающих сцен, единственное светлое пятно в котором – канадская актриса Кейт Мойер, исполнительница роли Эден. Без ее чудесной трансформации из девочки с трагической судьбой в демоническое создание из глубин ада, манерами напоминающее Алекса ДеЛарджа из «Заводного апельсина», смотреть новую экранизацию Кинга было бы мучительно больно. А если бы ее героиня еще заговорила на надсате, придуманном Энтони Берджессом для своего героя, фильм точно приобрел бы несколько дополнительных постмодернистских очков.