Рецензия на фильм Доктор Лиза, отзывы критиков о кинофильме Доктор Лиза, все актеры | Time Out
4.0/5

Доктор Лиза (2020 год)

12+

Страна
Россия
Режиссер/Постановщик
Оксана Карас
Длительность
120 мин.
Премьера в мире
22 октября 2020 г.

О фильме

Елизвета Глинка — женщина с сильным характером и широкой душой. Она трудилась на благо тех, кого принято не замечать, и спасала жизни людей, на которых общество поставило крест. Фильм показывает один день из жизни доктора Лизы — годовщину свадьбы с любимым мужем. Разумеется она отложила все дела, чтобы провести праздник в кругу самых близких, но не заехать на Павелецкий вокзал, где ее фонд «Справедливая помощь» принимает пациентов, женщина просто не могла. В этот день доктора Лизу ждет много неожиданностей...

Актеры

Рецензия на фильм

«Доктор Лиза»: Один день Елизаветы Петровны


Майору ФСКН Сергею Колосову (Андрей Бурковский) поручили важную миссию — он должен арестовать женщину, которую подозревают в краже морфина из детской реанимации. Процедура, казалось бы, вполне рутинная, однако «воровка» не из простых: это Елизавета Глинка, которую начальство Колосова давно держало под колпаком. От майора требуют немедленно завести дело на неудобную многим благотворительницу, но он, пообщавшись с Глинкой, понимает, что сделать это будет не так-то легко. А доктор Лиза (Чулпан Хаматова) ведет себя так, как будто ничего не случилось: общается с теми, кто стучится за помощью в ее фонд «Справедливая помощь», кормит на вокзале бездомных и едет к родителям больного ребенка, которые никак не могли найти для своей дочки морфин…

Байопик — чуть ли не самый коварный жанр из существующих. Любой, кто берется за «фильм о хорошем известном человеке», сталкивается с множеством подводных камней. Один из них — родственники, которые хотят видеть главного героя максимально привлекательным, поэтому вольно или невольно пытаются ретушировать и его образ, и его биографию. Проблема вторая — привязка к конкретным фактам. Их, конечно, каждый автор тасует по собственному усмотрению, однако возможность фантазировать они все равно ограничивают. Таким образом, режиссеру приходится проявлять чудеса изворотливости, лавируя между Сциллой и Харибдой: если следовать советам друзей и семьи главного героя, то фильм окажется житием святого, а если придерживаться исключительно фактов — получится иллюстрированная энциклопедия.

В случае с фильмом о Елизавете Глинке возникает еще одна трудность. Глинка работала со смертельно больными детьми, помогала малоимущим, вместе с волонтерами выезжала на Павелецкий вокзал, где кормила и лечила бездомных. Да и погибла она трагически, разбившись на самолете четыре года назад. Все это диктует определенную тональность при разговоре о ней — и тональность минорную. Поэтому попытка снять легкое зрительское кино кажется безнадежной в принципе. Однако режиссер Оксана Карас сделала невозможное: после ее фильма желания забиться в угол и заплакать не возникает. Наоборот: ее «Доктор Лиза» — это источник энергии и позитива, которыми хочется поделиться с другими.

При этом Оксана Карас и Чулпан Хаматова сделали все, чтобы не превратить свою героиню в ожившую Мать Терезу: их Елизавета Петровна, конечно, готова обнимать любого человека в лохмотьях, однако до канонизации дело все-таки не доходит. На экране живой человек — энергичный, но иногда уставший и нервный, готовый рассмеяться и способный не прятать слез, если ему больно.

Что касается фактологии, то эту проблему решили так: сценаристы взяли один день из жизни Елизаветы Петровны и «нашпиговали» его всеми возможными событиями. Причем почти все эти эпизоды совершенно реальны и теоретически даже могли произойти в один день, хотя на самом деле случились в разное время. Примерно то же можно сказать и о персонажах — почти у каждого из них есть реальные прототипы. При этом герой Бурковского, офицер ФСКН — выдумка сценаристов: он был нужен для разработки драматургического конфликта.

Персонажей очень много: Елизавета Глинка каждый день встречалась с большим количеством людей, и авторы решили перенести это в фильм. Вот работяга, требующий грамоту «За борьбу с мировым злом» (Тимофей Трибунцев); вот бывшая балерина по кличке Волочкова (Елена Коренева); хирург, потерявший память (Сергей Сосновский); спившаяся бомжиха Танюха (Татьяна Догилева), министр-администратор (Алексей Агранович) и прочие. Часть из них «отвечает» за комедийную составляющую, обеспечивая легкость восприятия, часть — за драматические и мелодраматические элементы. Собственно, на сочетании комедии, драмы и мелодрамы «Доктор Лиза» и строится.

Но есть у проекта и другая сторона. Браться за фильм о медике, который работал с онкобольными детьми, занимался организацией паллиативной помощи и так далее, и при этом ничего не говорить о ситуации в медицине было бы абсолютным враньем. Авторы пытаются быть честными, хотя на максимально откровенный разговор сил у них все-таки не хватает. Тем не менее, одна из целей проекта — привлечь внимание к тому, что происходит при всевластии бюрократии в медицинской сфере. «Если бы я все делал по закону, у меня в палатах бы были мертвые дети», — говорит врач детской реанимации, которого играет Константин Хабенский. И ему веришь. Более того: каждый второй, кто всерьез сталкивался с отечественным «бесплатным» здравоохранением, способен догадаться, что реаниматолог не врет.

К сожалению, даже при таком серьезном подходе стащить с носа розовые очки у авторов не получилось. Мелодраматично-сказочных элементов в фильме больше, чем откровенно-острых и жизненных. Поэтому «Доктор Лиза» время от времени превращается в поле чудес: спасительный морфин оказывается без присмотра в нужном месте и в нужное время, злодей пускает слезу и перевоспитывается, а проблемы всех страждущих решает одна очень хрупкая, но очень упрямая женщина. Надо ли говорить, что так не бывает?

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях