О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Дьявол в деталях»: Трое и «Семь»
Джо Дикон (Дензел Вашингтон) был когда-то хорошим детективом в убойном отделе Лос-Анджелеса, но сломался на нераскрытом деле – и теперь служит сельским копом. Приехав по делам в свой бывший участок, он обнаруживает там молодого амбициозного сержанта Джима Бакстера, который расследует четыре дела об убийствах девушек. Эти преступления слишком похожи на те, которые до сих пор не дают Дикону спать по ночам, и он присоединяется к расследованию. Довольно быстро полицейские находят почти стопроцентного подозреваемого – очень умного и очень неприятного работягу по имени Альберт Спарма (Джаред Лето). Но улик против него недостаточно, а дело вот-вот передадут в ФБР. Тогда напарники решают найти основания для ареста за оставшиеся два дня.
Джон Ли Хэнкок написал сценарий фильма о серийном маньяке еще в начале девяностых для Стивена Спилберга – да так написал, что режиссер слегка ужаснулся и отказался снимать настолько мрачное кино. Очевидно, какие-то уроки из этого Хэнкок вынес: если не знать истории создания «Дьявола в деталях», сложно поверить, что такой жестокий нуар снял автор сиропной «Невидимой стороны». Тем не менее это так: почти 20 лет спустя детище Хэнкока, задуманное намного раньше, чем «Семь», выходит на экраны и покоряет не экшеном, а старомодной основательностью, вдумчивостью и саспенсом.
Легендарный триллер Финчера упомянут здесь не зря: очень уж схожи сюжеты, и даже жаль, что «Дьявол в деталях» не вышел в те золотые времена, когда был задуман, во времена расцвета психологических триллеров и возврата к классическому нуару — привет, «Секреты Лос-Анджелеса»! С другой стороны, в 1990-е фильм оказался бы в ряду схожих проектов. Сейчас он выглядит, как потрепанный кожаный плащ или джинсы, вытертые до дыр благодаря не фабричным технологиям, а годам носки – настоящий винтаж, так уже почти никто не делает. «Дьявол в деталях» продуман до тех самых мелочей, о которых все время предупреждает Дикон своего молодого коллегу – мол, упустил хоть что-то, и тебе конец.
Сценарий Хэнкока далеко не совершенен, но множество натяжек искупаются режиссурой. Уже очень давно мы не видели на большом экране такой Лос-Анджелес – без закатных панорам и огней центральных улиц, без обязательного пролета камеры над водой. Калифорния Хэнкока – это сплетение дорог и нагромождение трущоб, дешевые забегаловки и мотели, на фоне которых полицейский участок выглядит верхом роскоши. Маньяк в таком месте – не аномалия, а прямое и логичное следствие, особенно такой, какого играет Джаред Лето. В наглом нарциссе Спарме то и дело проглядывает тьма, но что это – тень на стене или силуэт реального чудовища, которое прячется в шкафу? Чтобы понять это, нужно чутье животного – и в героях Дензела Вашингтона и Рами Малека временами чувствуется что-то от собак, которые пытаются определить опасность врага по запаху и движениям. Кстати: никогда еще Малек не был так хорош, как в этом фильме, который вряд ли попадет в поле зрения Американской киноакадемии.
«Дьявол в деталях» держится на виртуозной игре актеров, как на трех китах. Во взаимодействии героев нет ничего неожиданного – но то, как оно поставлено и исполнено, вызывает настоящее сопереживание. Иногда Хэнкок как режиссер хорош настолько, что и блеклая картинка, и медитативная музыка, и предсказуемый сюжет так завораживают, что ход времени практически не ощущается, причем не только в зале, но и на экране: многочисленные флешбэки из жизни Дикона иногда сложно отличить от основного хода событий. Даже финал, который выросшему на триллерах 90-х зрителю понятен за десять минут до конца картины, не кажется вторичным. Напротив – он приносит облегчение, поскольку в конце хотя бы кто-то остался с надеждой на спасение.