О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Последний день Арракиса: рецензия на фильм «Дюна: Часть вторая»
Арракис продолжает быть полем боя за ресурсы и не только — дом Атрейдесов пал, Харконнены продолжают зачищать планету от разбежавшихся сторонников герцога Лето. Его сын Пол (Тимоти Шаламе) и супруга, леди Джессика (Ребекка Фергюсон), прибились к фрименам. Часть племени во главе с воином Стилгаром (Хавьер Бардем) считает, что Пол — долгожданный мессия, явившийся, чтобы спасти Арракис от нахлынувших напастей.
Молодой герцог пытается постичь культуру фрименов, проводит диверсии против кораблей Харконненов, но все никак не может поверить в то, что он — избранный. Точно так же, как и северные фримены, скептически относящиеся к настойчивости Стилгара, но вдохновленные пылкостью и отвагой Пола. Тем не менее все чаще проявляющиеся сверхспособности Муад’Диба доказывают обратное — кажется, именно ему суждено стать мессией.
Вот уже много лет поклонники «Дюны» сходятся во мнении, что научную фантастику Фрэнка Герберта невозможно экранизировать: как перенести на экран видения и галлюцинации, внятно рассказать о политических интригах, затронуть религиозные и экологические тропы и соединить это в одно целое? Не удалось это ни Дэвиду Линчу в 1984 году, ни Джону Харрисону в сериале 2000 года. Первая часть вильневского эпоса, вышедшая в 2021-м, приблизилась к настроению романа ближе всего, но оказалась лишь экспозицией, почти трехчасовым вступительным словом. Все силы были брошены на вторую часть, которая в полной мере оправдала ожидания, пусть и с существенными изменениями оригинального текста Герберта.
Вторая часть «Дюны» если не меняет каноны большого американского кино, то точно их перетряхивает. Вильнев отказывается от привычных стратегий голливудских блокбастеров: его фильм вовсе не о последовательном повествовании и раскрытии образов. Режиссер вводит в ленту новых персонажей, которых играют звезды вроде Флоренс Пью, Остина Батлера и Ани Тейлор-Джой, но экранного времени у них немного: функции каждого, кроме Батлера, заключаются в том, чтобы произнести патетическую речь и уйти восвояси, до третьей части. Почти как героиня Зендеи, ненадолго появившаяся в первом фильме и расширяющая свою роль во втором.
«Дюна» — это кино о состоянии, о том, что обычно называется магией кино. И без того эпичное полотно первого фильма разрастается до мегаломанских размеров. Разбирать частные судьбы в нем уже не столь интересно, хочется объять необъятное и наблюдать за судьбой мира в целом. Просто представьте, что вы заглянули в Русский музей поглазеть на «Последний день Помпеи» Карла Брюллова — вторая «Дюна» вызывает схожие эмоции, слиться со здешними зыбучими песками проще простого.
Вильнев продолжает гнуть свою линию несмотря на то, что мифология и мистицизм романа будто бы вставляют палки в колеса его переизобретенного голливудского велосипеда. Как и в первой части, на экране огромное соседствует с крохотным: человек на фоне гигантских кораблей, червей, гор и дюн кажется совсем маленьким, незначительным, а геометрия кадра — особенно в антиутопических локациях Харконненов — заставляет вспомнить о предыдущих научно-фантастических хитах режиссера: «Прибытии» и «Бегущем по лезвию». Вдвойне удивительно, что такая технически совершенная конструкция, созданная оператором Грегом Фрейзером, обошлась всего в 190 млн долларов. Для сравнения, бюджеты большинства провальных кинокомиксов последних лет превышают 200 млн — как говорится, почувствуйте разницу.
В этом контексте интересны и прокатные перспективы второй «Дюны». Спустя две недели после старта фильму почти удалось догнать первую часть. Кассовые сборы, впрочем, будут расти и расти — лента уже получила хороший «сарафан», высокие оценки от зрителей и прессы. Создатели обещали двигаться от части к части, внимательно следя за сборами (все-таки шанс оступиться и свернуть не туда в случае «Дюны» гораздо выше, чем в любом другом блокбастере), но уже сейчас понятно, что третьей части — быть.
Каждому поколению — свой эпос. Двадцать лет назад таким стал «Властелин колец», сейчас на это звание претендует «Дюна». Потенциально франшиза может стать своего рода «Аватаром», такой же визуально совершенной эпопеей о судьбе Арракиса и мира за его пределами, благо фильмы не размазываются во времени на 12 лет, как детище Кэмерона, да еще и текстов хватит на много лет вперед. Как бы ни сложилась судьба «Дюны», надо признать — это вершина сегодняшнего большого кино, ловко завлекающая в свои пески даже тех, кто впервые попал на территорию вильневской пустыни.