- Режиссер/Постановщик
- Скотт Бек, Брайан Вудс
- Длительность
- 110 мин.
- Премьера в мире
- 08.09.2024
- Премьера в России
- 14.11.2024
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Вера, ты одна осталась у меня»: рецензия на фильм «Еретик»
14 ноября в российский прокат выходит новый фильм студии A24 «Еретик» — хоррор сценаристов «Тихого места» Скотта Бека и Брайана Вудса с Хью Грантом в главной роли. Редактор рубрики «Кино» Time Out Дмитрий Евстратов рассказывает, как лента с классическим сюжетом «охотник-жертва» превращается в нескучный урок религии и обратно, а также приглашает зрителя к теологической дискуссии.
Сестры Барнс и Пэкстон — молоденькие миссионерки-мормонки. Они ходят по домам и рассказывают о религии всем, кто оставил заявку в церкви. Однажды миссия приводит их в дом гостеприимного мистера Рида. Любезный мужчина приглашает сестер в гостиную, обещает черничный пирог и милую беседу о вере. Оборачивается это, вестимо, ужасными последствиями: дом оказывается огромным лабиринтом с множеством коридоров и комнат, а сам мистер Рид — безумцем, который создал дьявольскую ловушку для религиозных исследований и открытий.
Премьера «Еретика» состоялась на кинофестивале в Торонто, где он получил теплые отзывы. До России хоррор добрался уже хитом каталога A24. Хотя на старте опасений было немало. Тандем режиссеров Скотта Бека и Брайана Вудса до «Еретика» снял тихо прошедший в прокате слэшер «Они» и неудачный фантастический боевик «65», едва не похоронивший карьеру Адама Драйвера. И все же успешный хоррор-бэкграунд у дуэта был — они работали над сценарием «Тихого места».
«Еретик», как и франшиза Джона Красински, концептуален и оригинален. Вместо томного символического диалога со зрителем о религии, создатели связывают вопросы веры с поп-культурой. Так, фильм начинается с разговора героинь, сдержанных и с виду закрытых мормонок, о марках презервативов. Позднее они девушки будут сравнивать религиозные течения с настольными играми и популярными композициями.
Герой Хью Гранта, фанатичный и невероятно эрудированный еретик, — маньяк-кукловод, совсем не похожий на тех, которых мы привыкли видеть в хоррорах. Его оружие — знания и контроль. Заточив девушек в доме, он не раз напомнит им, что сестры попали в ловушку исключительно по своей воле, доверившись незнакомцу. Пришедшие к мистеру Риду учительницами-миссионерами Барнс и Пэкстон становятся в итоге его ученицами. На простых и знакомых примерах, он доказывает, что религия не более чем развивающийся социальный конструкт, приводя увлекательную аналогию: религиозные течения, как игра «Монополия» и ее различные версии, по сути — итерации когда-то придуманных основ.
Запудрив девушкам мозги и включив их в теологическую дискуссию, герой Гранта предлагает им несколько испытаний веры, которые в конечном итоге приведут к неоднозначному финалу — божественное и светское смешаются воедино. Главный страх «Еретика» кроется вовсе не в скримерах и даже не в пугающем окружении, а в постепенно зарождающемся сомнении в вере.
При этом, если вы не погружены в теологию, открещиваться от «Еретика» не стоит — это очень увлекательное кино. В первую очередь, благодаря режиссерской манере Бека и Вудса, которые оставляют для зрителя немало деталей и чеховских ружей, выстреливающих друг за другом. Интрига держится большую часть фильма, лишь к третьему акту уступая место привычному жанровому исходу. Кажется, это отличительная особенность наиболее успешных хорроров этого года: «Собиратель душ» в финале отказался быть темным тру-краймом и превратился в психоделическую встречу с дьяволом, «Субстанция», словно залихватский сплэттер, вылила на зрителя литры крови, а «Еретик» просто-напросто задернул ширму аккурат после того, как почти заставил поверить в божественное.
Грант в роли мистера Рида восхитителен. Он не переизобретает свое комическое амплуа, а удачно внедряет его в ткань картины. Оттого «Еретик» временами вызывает трудно скрываемый смех, когда добродушный безумец меняет пугающий атеистический оскал на знакомую притягательную улыбку.
Похожую реакцию испытает и зритель, которому придется лавировать между увлекательными, но не слишком глубокими диалогами о религии и страхом оказаться на зыбкой почве неверия в бога, чудо или, в конце концов, ближнего. Оригинальная идея, несмотря на прозаичный финал, возвышает «Еретика» над многими хоррорами этого года, но не позволяет ему дотянуться до вершины.