О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Финч». Кто не рискует, тот не живет
В совсем недалеком будущем наступил конец света: сверхмощная вспышка на Солнце прожгла гигантские дыры в озоновом слое Земли, а вскоре после этого практически все население планеты погибло. Даже одному из немногих выживших, инженеру Финчу (Том Хэнкс), осталось недолго: высокотехнологичный костюм, защищающий от губительных ультрафиолетовых лучей, не уберег его от смертельной дозы ионизирующего излучения. Свои последние дни герой посвящает созданию робота с искусственным интеллектом, который будет присматривать за его псом после кончины.
«Финч» не претендует на оригинальность: похожих по настроению и сюжету фильмов великое множество, а ничего сверх стандартных для такой истории ходов картина предложить не может. В первые минуты страшно от осознания того, насколько хрупок наш высокотехнологичный мир, не способный выстоять даже против одного мощного природного явления. Дальше «Финч» прикидывается почти что комедией: только что «оживший» робот с неполной библиотекой оцифрованных книг вместо памяти учится ходить, чудит и демонстрирует удивительно явный, совсем не свойственный для машины характер. Ближе к финалу, понятное дело, тучи сгущаются.
Только вот веселить и очаровывать фильму удается куда лучше, чем жалобить. Возможно, дело в том, что режиссер Мигель Сапочник — тот самый, снявший «Битву бастардов» и еще несколько ключевых серий «Игры престолов» — использует слишком уж предсказуемые и стандартные приемы для манипуляции чувствами зрителей. Либо же дело в другом: мы, честно говоря, привыкли жить в околоапокалиптических условиях, а потому история внезапной гибели цивилизации от совершенно случайной ерунды уже не вызывает должного шока.
Хотя сильнее влияет на восприятие то, что «Финч», несмотря на очевидно печальный сюжет, остается фильмом с позитивной, даже вдохновляющей моралью. Он не о глобальном потеплении и, к счастью, не об осточертевшей идее, что в любой катастрофе самое страшное — сами люди. На самом деле это кино с очень простым универсальным посылом: нужно жить, а не выживать. Нет смысла постоянно откладывать грандиозные планы и игнорировать свои мечты, чтобы заниматься самобичеванием, когда реализовывать их будет уже поздно.
Конечно, и об этом снято уже слишком много отличных фильмов и еще больше — проходных. Зато «Финч» нашел для мысли новую оригинальную подачу. Пускай ради этого пришлось пожертвовать убедительностью выстроенного сценаристами мира — фильм точно не стоит смотреть, ожидая увидеть серьезную научную фантастику. Это все-таки не очень веселое, но относительно доброе роуд-муви, поучительная сказка для взрослых, переживающих кризис среднего возраста.
Из-за чего «Финча» хочется порекомендовать, так это из-за визуальной составляющей. Картина, снятая для стриминга Apple TV+, не уступает по красоте многим блокбастерам для кинотеатров. В некоторых сценах это почти «Безумный Макс», в других что-то вроде «Марсианина», а здешние роботы — их, к слову, двое — по харизме сравнимы с Чаппи из картины Нила Бломкампа шестилетней давности. Ну, а о таланте Том Хэнкса выстраивать убедительные отношения с неодушевленными друзьями и так всем известно.