О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Главная роль». Вся жизнь — игра
Владельцу крупной фармацевтической компании и миллиардеру Умберто Суаресу (Хосе Луис Гомес), которому только что исполнилось 80 лет, вздумалось вписать свое имя в историю, чтобы потомки долгие годы знали его как мецената, а не очередного богача. Выбор пал на кино — и он решил выделить деньги на вневременной шедевр. Благо режиссерка для проекта нашлась сразу. Ею стала талантливая Лола Куэвас (Пенелопа Крус) — обладательница всех главных характеристик гениальности: буйного характера, авторского видения, охапки наград ведущих фестивалей и причудливой копны рыжих волос. На главные роли в своем новом фильме она пригласила двух идолов — мировую звезду Феликса (Антонио Бандерас) и драматического актера Ивана (Оскар Мартинес). Им придется найти общий язык, чтобы пройти все испытания репетиционного периода и снять для богатого попечителя тот самый «настоящий шедевр».
Оригинальное название фильма — «Официальный конкурс» — лучше всего описывает происходящее в этой гомерически смешной сатире над внутренней кухней кинопроизводства и фестивалей. Осенью 2021 года «Главная роль» участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля и знатно высмеяла весь кинематографический бомонд, собравшийся на первых показах.
Едва ли лента вообще похожа на фестивальное кино. Она вполне могла бы сойти за остроумную европейскую комедию в модернистских интерьерах, коих в прокате появляется немыслимое множество, не будь под рукой аргентинского тандема режиссеров Мариано Кона и Гастона Дюпра такого звездного актерского состава. Трио Крус-Бандерас-Мартинес — другие актеры в фильме лишь изредка мелькают на втором плане — автоматически переносит «Главную роль» в когорту фильмов, которые целиком и полностью держатся на талантах исполнителей. К слову, сценарий эту актерскую доминацию с удовольствием поддерживает — персонажи намеренно превращены в выразительные гиперболические фигуры, оставляющие широкое пространство для мастеров перевоплощения.
Бандерас и Мартинес играют двух диаметрально противоположных героев, которым волей-неволей приходится соперничать друг с другом. Феликс — звезда мирового масштаба, обладатель множества премий, лидер мнений и ловелас. Иван — преподаватель драматического искусства в театральной мастерской и высоколобый сноб, с презрением относящийся ко всему так или иначе связанному с поп-культурой. Они никогда не работали вместе, хоть и считаются главными звездами испанского кино. Интересно, что примерно то же самое произошло с любимыми артистами Педро Альмодовара — Антонио Бандерасом и Пенелопой Крус. Вместе на экранах они появлялись лишь дважды (камео в комедии «Я очень возбужден» и роли в разных временных отрезках в драме «Боль и слава»). И вот наконец-то актеры сходятся впервые — и Крус с Бандерасом, и Иван с Феликсом.
Жизнь и искусство в «Главной роли» незримо пересекаются. Соперничество — ключевой лейтмотив этой истории. Здесь соперничают все: персонажи-братья в картине, которую снимает Лола, актеры-эгоцентристы Иван и Феликс, перетягивающие одеяло каждый на себя, в конце концов, фильмы в официальном конкурсе фестиваля, сюжетно завершающего «Главную роль».
Над всем этим миром борьбы за превосходство, материальное и психологическое, возвышается лишь искусство в лице Лолы. Она в одиночку стремится разорвать круг вечного соперничества самыми необычными способами, придумывая специальные задания для пары актеров. Каждое из этих заданий могло бы стать отдельной новеллой в каком-нибудь киноальманахе вроде «Диких историй». Ивану и Феликсу придется репетировать, сидя под огромным валуном, смотреть за тем, как Лола по одной уничтожает их награды, и страстно целоваться с внучкой миллиардера. И все это ради одного — ради искусства. Не того, которое создано лишь для премий или зажато в рамках очередного псевдоортодоксального манифеста (блестящая сцена пресс-конференции в финале), а искусства настоящего, свободного от вещизма и сибаритства.
Фильмы о фильмах уже давно можно выделять в самостоятельный жанр — и «Главная роль» его очень удачно дополняет. Будучи простой, но чрезвычайно едкой сатирой над кинематографистами, картина Кона и Дюпра незаметно трансформируется в хитрую насмешку над миром, в котором актерствовать и побеждать — это гораздо больше, чем просто жить.