- Страна
- Великобритания, США
- Режиссер/Постановщик
- Гай Ричи
- Длительность
- 118 мин.
- Премьера в мире
- 22 апреля 2021 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Гнев человеческий»: Око за око
За свою карьеру Гай Ричи успел снять фильмы практически всех мыслимых вариаций: от криминальных боевиков и расследований Шерлока Холмса до фэнтезийного эпика «Меч короля Артура» и диснеевского блокбастера «Аладдин». Казалось, постановщику впору заняться научной фантастикой или, скажем, мюзиклом, но вместо этого Ричи выпустил «Гнев человеческий» — чистокровный, даже консервативный боевик. Что не делает картину менее любопытной.
На фоне «Джентльменов» сюжет «Гнева» ощущается куда более сфокусированным и камерным, в кадре здесь доминирует Джейсон Стэйтем. Его участие, к слову, характеризует фильм куда конкретнее жанра: это еще одна лента о крутом и непобедимом экшен-актере. На этот раз давний друг режиссера перевоплотился в Эйча — инкассатора частной компании, фургоны которой перевозят по несколько миллионов долларов за раз. Незадолго до получения героем должности двух сотрудников убили хорошо подготовленные грабители. Коллеги сообщают новичку, что в этой компании охранники — не охотники, а добыча. Эйч готов это заявление оспорить, но не словами, а делом.
Фильм стал для Гая Ричи шагом куда-то в сторону — здесь почти не узнается фирменный почерк режиссера. За исключением стильных вступительных титров и пары сцен камера не выписывает ричевские пируэты, монтаж остается линейным и даже флэшбеков здесь меньше, чем могло быть. Зато повествование в целом простого боевика по-пижонски поделено на главы, отдельный эпизод посвящен предыстории главы ключевой банды грабителей. И когда герои острят — это бывает редко, — фирменный юмор Ричи не допускает осечек.
И все-таки обаяние «Гнева человеческого» именно в его неспешности и киллерском хладнокровии. Стэйтем здесь не кривляется, как в «Форсажах», а играет вполне драматичную роль, ставя картину на один уровень с лучшими работами Дензела Вашингтона вроде «Гнева». Как и Джон Кризи, Эйч особенно рьяно опекает детей и не прощает их обидчиков. «Я человек гневливый» из его уст — вовсе не блеф. Силу, решительность и беспощадность героя Ричи показывает куда изящнее, чем сейчас принято в жанре: там, где Джон Уик самоутверждается затянутыми перестрелками, Эйч буквально спугивает целую группу вооруженных бандитов суровым взглядом исподлобья.
«Гнев человеческий» из тех произведений, которые не стесняются своей простоты и поверхностности. В каком-то смысле Эйча можно назвать обычным человеком, который старается делать свою работу хорошо, лучше всех: не просто возить деньги и надеяться, что никто не нападет, а искать «кротов» и пресекать угрозы в корне. Конечно, героем движет и некий личный мотив, но он такой же понятный и человечный, как и сценарий в целом.
После этой работы к Джейсону Стэйтему испытываешь еще больше уважения — он один из немногих обладает достаточной харизмой, чтобы очеловечить образ настолько стального и практически бессердечного человека. Сделать интересным наблюдение за персонажем, который за два часа хронометража не развивается, а остается верен себе и своей мстительной миссии. Его Эйч совершенно не годится на роль героя, но его первобытной ярости сопереживаешь, а стойкостью восхищаешься.