О фильме
Рецензия на фильм
Камбэк Pixar: рецензия на мультфильм «Головоломка 2»
В мировом прокате властвует «Головоломка 2» — продолжение истории девочки Райли и эмоций, живущих в ее голове. Мультфильм Pixar показал рекордные сборы в первый уикенд и не намерен останавливаться. Эксперты предсказывают ленте один из крупнейших кассовых успехов в истории анимации. Рассказываем, почему «Головоломка 2» уже стала несомненной удачей студии и как режиссер Келси Манн продолжает идеи Пита Доктера.
Райли только-только исполнилось 13 лет. Она все так же хороша на льду — ее подмечает тренер из старшей школы и приглашает пройти сборы вместе со взрослой хоккейной командой. Переезд накладывается на самое сложное подростковое время: пубертатный период. Райли взрослеет, эмоций в ее голове становится больше: к уже знакомым Радости, Печали, Гневу, Страху и Брезгливости добавляются еще пять — неугомонная Тревожность, неуклюжий Стыд, ленивая Хандра, крохотная Зависть и старенькая, редко выходящая из своей комнатки Ностальгия.
С появлением новых эмоций устройство мира Райли серьезно меняется. Если раньше управлявшая всем Радость отправляла негативные воспоминания на свалку забвения, а из позитивных формировала остров убеждений (что-то вроде Эйвы из «Аватара»), то теперь пульт узурпирует Тревожность, отправляющая старые эмоции в ссылку в мир подсознания Райли. Квинтет должен найти путь назад и не позволить эгоистичной Тревожности лишить девочку индивидуальности.
В последние годы Pixar находится в кризисе. Пандемия пошатнула финансовую стабильность — «Душа», «Лука» и «Базз Лайтер» провалились и вскоре после проката вышли на Disney+, — да и в художественном смысле к авторам появились вопросы. Пит Доктер, став креативным директором Pixar, дал дорогу к полнометражным дебютам молодым режиссерам, но успеха золотых нулевых не вышло, и теперь студии приходится искать тот самый проект, который позволил бы решить насущные проблемы. Ставка была сделана на «Головоломку» — пожалуй, самый необычный и концептуальный мультфильм Pixar, детище самого Доктера. В сиквеле он занял место исполнительного продюсера, а режиссерское кресло доверили дебютанту Келси Манну, ранее работавшему над сценарием «Хорошего динозавра» и короткометражкой по «Корпорации монстров». Еще один важный аспект — в команде остались авторы сценария оригинального мультфильма, Дэйв Холстейн и Мэг ЛеФов.
Первую «Головоломку» зрители полюбили за креативный подход к процессу взросления: казалось бы очевидная идея об эмоциях ожила благодаря красочной анимации и въедливой проработке каждой, даже малозначительной детали становления ребенка. В сиквелах всегда велик шанс потерять нити и логику развития героя, но авторам Pixar удалось не просто сохранить ценный багаж оригинала, но и преумножить его — нащупать проблематику и органично дополнить мир Райли новыми красками.
Сюжетная структура второй части во многом напоминает первую: Райли попадает в непривычную обстановку и испытывает сложности, а вместе с ней трудности возникают и в эмоциональном мире — Радость теряет контроль и уступает Тревожности. Впрочем, вряд ли схожую и не слишком смелую структуру можно назвать бедой «Головоломки 2». Напротив, это повторение похоже скорее на правило — многие психологические проблемы часто имеют под собой один и тот же фундамент.
Как и прежде, Pixar отчаянно хорош в деталях. Едва эмоции покидают капитанский мостик Райли и попадают в ее подсознание, они открывают новые креативно реализованные локации этого мира. Например, бездна сарказма, поток сознания в виде реки или хранилище секретов, в котором герои встречаются с тайнами девочки — любимым персонажем игры и сумкой-бананчиком (уморительное напоминание о «Даше-путешественнице»). Местный юмор точно окажется актуальным для любого взрослого зрителя. Дети же смогут повеселиться над физическими гэгами, коих в приключении оказалось немало.
Формула Pixar, в последнее время все чаще дающая сбой, в этот раз сработала в нужный момент. Вдвойне удивительно, что сработала в сиквеле, которые, по общему признанию, у ламповой студии получаются слабыми. «Головоломка 2» доказывает, что необычные идеи, если их умело подхватывать и креативно дополнять, могут жить очень долго, поэтому, будьте уверены, третьей части мультфильма быть — на это намекают не только кассовые сборы, но и существующий простор для воображения. Все-таки авторы не затронули влюбленность Райли, о которой была снята короткометражка, да и трудностей взросления на пути героини будет еще предостаточно. Кажется, это тот самый случай, когда обычное для коммерческих франшиз «да остановитесь вы уже» ловко преобразуется в «продолжайте».