- Страна
- США
- Режиссер/Постановщик
- Кевин Костнер
- Длительность
- 181 мин.
- Премьера в мире
- 19.05.2024
- Премьера в России
- 27.06.2024
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Уроки американской истории с Кевином Костнером: рецензия на фильм «Горизонты: Часть 1»
В российский прокат выходит первая часть «Американской саги» Кевина Костнера — масштабный трехчасовой вестерн «Горизонты». Премьера ленты, подробно рассказывающей о переломном периоде в истории Америки и знакомящей зрителя с несколькими десятками персонажей, прошла на Каннском кинофестивале и была холодно принята критиками. Как оказалось, не зря. Рассказываем о том, на какие грабли наступает вновь вернувшийся в жанр Кевин Костнер и почему «Горизонты» — один из самых утомительных фильмов года.
«Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…», — лермонтовские строки, кажется, лучше всего описывают то, что хочет сделать Кевин Костнер в своей вестерн-саге «Горизонты». История страны в четырех частях, бесконечная галерея персонажей и судеб — задумка сколь амбициозная, столь и сложная для реализации. Но Костнеру все нипочем: ни то, что он фактически возвращается к старомодному кино, которое когда-то принесло ему «Оскар» («Танцующий с волками» в 1991 году, имеющий, кстати, тот же хронометраж — 181 минуту), ни оглушительные провалы «Водного мира» или «Почтальона» в 1990-х, сломавшие ему карьеру.
Абсолютный фанат жанра, Костнер, ушедший на малые экраны в «Йеллоустоун», после успеха сериала решил вновь попробовать подоить недойную корову и подошел к ней, почтенно сняв шляпу и уделив внимание прелюдии — завязке, роль которой и исполняет первая часть «Горизонтов». В ней режиссер знакомит зрителя с десятками героев: женщинами с детьми, лишившимися мужей после набега, индейцами, защищающими свои земли, поселенцами, с боем прорывающимися к новым местам проживания.
Несмотря на внушительный хронометраж (более трех часов — непозволительная роскошь для сегодняшнего большого проката), Костнер-режиссер пользуется временем неудачно: сумбурное, беспорядочное метание между линиями не позволяет не просто привязаться к героям, но и понять, кто кем и кому приходится, чего хочет и, банально, как кого зовут. При этом драматизма Костнер не гнушается, сходу разбрасываясь громкими словами и преисполненными слез эпизодами. Уже спустя полчаса мы увидим первую батальную сцену — все вокруг горит, семьи разрушаются, а на фоне играет патетическая музыка. Сейчас такое решение нашли бы пошлым, но «Горизонты» не претендуют на звание современного кино. Режиссер явно об этом не задумывается, снимая как умеет — по старинке размашисто и велеречиво.
Из «Горизонтов» с легкостью можно было бы собрать долго раскачивающийся сериал с длинными диалогами и крохотным количеством экшен-сцен. Фильм практически не двигается с мертвой точки, пока Костнер с радостью смакует тестостероновые беседы мужчин в шляпах, готовых в любой момент достать револьвер из широких штанин, и непрекращающиеся заигрывания местных женщин с солдатами американской армии. Неспешными темпами, наблюдая за невзрачными героями, слоняющимися по прекрасным натуралистичным локациям Дикого Запада (единственное светлое пятно «Горизонтов»), мы придем туда, откуда и ушли в самом начале — к точке неизвестности, в которой будущее пока только пахнет кровью.
Лента Костнера напоминает не самую удачную тематическую выставку, на которую вы приехали вместе со школьным классом — разобраться, как ни старайся, не получится, выводы сделать невозможно, а утомиться — проще простого. В оставшихся трех частях (второй фильм выйдет уже в августе) стоит посмотреть, куда диалог Костнера об историческом контексте с самим собой заведет дальше: задаст ли он действительно едкие вопросы и сможет ли упорядочить хаотично заданное повествование. Пока что кажется, что развязать этот клубок ему не под силу.