О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Грейхаунд»: В пучине ада
С начала Второй мировой военные действия антигитлеровской коалиции в значительной мере обеспечивались конвоями судов, доставляющими войска и грузы в Великобританию. В 1942 году относительно немолодому для своего чина морскому офицеру Эрнесту Краузе (Том Хэнкс) поручают командование новейшим эскадренным миноносцем «Грейхаунд». Для Краузе это первый опыт ведения подобной операции, и он приходится как раз на один из самых напряженных периодов Битвы за Атлантику. Вскоре после отплытия «Грейхаунд» и весь конвой в целом попадают в «Черную яму» — зону, которую не контролирует ВВС США. В следующие несколько суток судам придется в одиночку противостоять группе немецких подводных лодок, именуемых волчьей стаей. Никакого прикрытия не будет.
Вторая полнометражная работа Аарона Шнайдера, снятая на основе романа Сесила Скотта Форестера, должна была выйти в прокат в кинотеатрах, но из-за эпидемии COVID-19 права на показ приобрел видеосервис Apple TV+ — и фильм вышел в цифровом формате.
С точки зрения широкого охвата, кассовых сборов и как минимум визуального эффекта картине о войне это обстоятельство на руку не играет. Однако «Грейхаунд» вовсе не похож на тот аттракцион, который предлагал, к примеру, недавний «1917» Сэма Мендеса — более того, он даже не пытается им быть. Картина Шнайдера холодна, крайне сдержанна и камерна, а весь саспенс в ней сплетен из оперативных технических моментов.
В первые двадцать минут привыкнуть к фильму достаточно сложно. Авторы не скупятся на технические подробности по налаживанию курса, маневрированию, выслеживанию и ликвидации вражеских подлодок, крайне экономно выстраивая из них цельное полотно, лишенное какой-либо сентиментальности. Впрочем, для нее элементарно не остается времени и места. По мере хронометража оповещения о появлении новой угрозы ожидаемо учащаются — пока оружие и топливо заканчиваются на глазах. Саспенс складывается из экстренных решений, строгих приказов и их молчаливого исполнения. Времени для скорби и тоски по близким нет — о своей возлюбленной герой Хэнкса мимоходом вспоминает всего два раза.
Зато после того, как вы настроитесь на камерную атмосферу ленты, можно будет наслаждаться потрясающим эффектом присутствия. Ощущение тесноты, удушливости и давки, когда каждый член команды ежесекундно проносится мимо тебя — одна из сильнейших составляющих «Грейхаунда». Выбираться из миноносца зрителю позволяют, но не слишком часто. Временами камера эффектно летает от судна к судну или погружается под воду, демонстрируя масштаб происходящего и подхлестывая динамику событий. Иногда она вздымается над облаками — и это работает как своеобразное напоминание о том, что где-то рай все еще существует.
«Грейхаунд» не лишен навязчивой праведности, выраженной в борьбе с подчеркнуто обесчеловеченным противником. Мы не увидим ни единого лица немецкого солдата: враг превращается в абсолютное зло, которое остается невидимым и лишь иногда отправляет устрашающие послания — порой кажется, что они и впрямь исходят из пучин ада. Впрочем, главной проблемой оказывается крайне неуклюже обозначенная набожность героя Тома Хэнкса: она пару раз просвечивает по ходу фильма и буквально ослепляет в финале.
И все же отдать должное Аарону Шнайдеру и Тому Хэнксу, который написал для фильма сценарий, стоит. Несколько суток молчаливого и упорного сопротивления невидимому врагу оказываются фрагментом огромной мозаики, и в тот момент, когда пытаешься представить себе масштаб этого противостояния — невольно вздрагиваешь. В этом смысле событийная скупость авторов оказалась кстати: мы физически ощущаем беспощадный круговорот, который будет продолжаться и завтра, и через месяц, и через год — до тех пор, пока не закончится война. Тот, кто не погиб сегодня, может погибнуть завтра: ему так же сдержанно отдадут честь, и все продолжится снова.