О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Гром. Трудное детство». Мальчик, который еще не мужчина
Милиционер Константин Гром (Сергей Марин) целыми днями пропадает на работе, пытаясь хоть как-то противостоять многочисленным бандам в Петербурге 90-х. А еще он один воспитывает сына Игоря (Кай Гетц), на которого часто не хватает внимания и денег. Мальчик мечтает поехать в Диснейленд, Гром – поймать злодея Анубиса, который организовал в городе что-то вроде собственного культа. В очередной раз оставив сына одного, Константин уходит искать преступника вместе со своими напарниками Прокопенко (Алексей Ведерников) и Смирновым (Даниил Воробьев). А маленький Игорь идет к другу Игнату (Владимир Яганов), чтобы вместе с ним заработать 500 долларов на поездку – ведь при отцовской зарплате и принципиальности они эту сумму не скопят никогда в жизни.
Изначально «Трудное детство» должно было стать новогодним бонусом для фанатов Bubble, который начал развитие киновселенной на собственном обширном материале в 2021 году картиной «Майор Гром. Чумной доктор». Однако позже планы изменились, и короткометражка превратилась в полуторачасовой фильм, судьбу которого в прокате сложно было предсказать. Во-первых, фанатское сообщество с гораздо большей радостью посмотрело бы в качестве приквела фильм о взрослении Сережи Разумовского и его дружбе с Олегом Волковым. Во-вторых, после выхода «Майора Грома» разразилась дискуссия о том, насколько российский кинокомикс этичен. Подавляющему большинству зрителей, как оказалось, все это было совершенно неважно: сойдя с больших экранов на малые, картина оказалась одним из лидеров стримингового проката, добралась до Netflix и вошла в десятку самых просматриваемых у зарубежных зрителей.
«Трудное детство» вряд ли может попасть под шквал той критики, которая досталась «Чумному доктору». Это кино, максимально далекое от современности, что-то вроде оммажа детским воспоминаниям и огромному количеству любимых фильмов создателей. Что только не узнается на экране: и Балабанов, и Родригес, и «Индиана Джонс»… Напоминает метод Федора Бондарчука, который тоже ведь был первопроходцем в отечественном кино – только снять режиссер пытался не кинокомикс, а масштабную фантастику, и для этого заимствовал голливудские образы и сюжеты, буквально кусками перенося их на российскую почву. Режиссер Олег Трофим со своей командой действует примерно так же, только получается намного лучше – возможно, за счет особенностей жанра. Ведь мир кинокомикса о супергероях и суперзлодеях – одна большая гротескная условность, и если в развалинах старого питерского здания эпохи классицизма бандиты и приблатненный Дарий из «300 спартанцев» поклоняются Анубису, это точно достоинство, а не недостаток.
«Трудное детство» снова показывает, каким идеальным героем комикса может быть Петербург. Что касается всех остальных персонажей, то наиболее хороши трое. Это старший Гром, которому Сергей Марин подарил сочетание бесшабашности и доброты. Это полицейский под прикрытием в исполнении Даниила Воробьева – от того, как он играет с пистолетами, балансирует на грани добра и зла, строит из себя самого крутого ковбоя на районе и пытается учить разумности своего напарника, просто не оторвать глаз. И это Ирина Розанова в эпизодической роли начальницы полиции Хмурой: с экрана она исчезает быстро, а вот восхищение образом остается надолго. Некоторые проблемы начинаются там, где появляются актеры-дети, но не потому, что они не умеют играть. Умеют – только Игнат, например, должен говорить много и быстро, с южным акцентом, и в результате половину его реплик просто невозможно разобрать. Однако отсутствие дикции даже у взрослых киноактеров – давний бич российского кино, и предъявлять всерьез эту претензию юному Владимиру Яганову, которому досталась довольно сложная роль, и тем более очень органичному Каю Гетцу довольно безжалостно.
Еще одна проблема «Трудного детства» – тот факт, что в нем все еще чувствуется короткометражка. По словам продюсера Артема Габрелянова, основной задачей фильма было показать причины, по которым Игорь Гром стал тем, кого зрители увидели его в «Чумном докторе». В этом качестве приквел вполне состоялся – у создателей получилась грустная драма о взрослом, внутри которого так и остался одинокий ребенок. Тандем Гетца и Марина действительно очень хорош, отношения между их персонажами понятны и даже обаятельны, потому что в них много доброты. Отец любит сына, сын любит отца, и никаких временных трудностей. Однако детективная составляющая в фильме провисает, ей не хватает объема и продуманности, а жаль, потому что и обитель Анубиса, и его появления, и экшен, с этим связанный, сняты очень эффектно. В общем, еще бы чуть-чуть, и приквел «Чумного доктора» получился лучше своего родителя, но не срослось. Зато он не хуже – и уж точно визуально изобретательнее, а главное, намного добрее.