О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Политический триллер о борьбе за церковную власть: рецензия на фильм «Конклав»
21 ноября в российский прокат выходит «Конклав» — фильм Эдварда Бергера, режиссера современной экранизации «На Западном фронте без перемен» Ремарка. Новая работа немца — киноадаптация одноименного романа британского писателя Роберта Харриса. Редактор рубрики «Кино» Time Out Дмитрий Евстратов рассуждает о том, почему «Конклав» оказался одним из самых актуальных фильмов года и какие шансы у картины на грядущем «Оскаре».
В Ватикане горе — внезапно умирает Папа Римский. Это запускает цепочку предписанных католическими законами событий, которые должны завершиться конклавом — выбором нового Понтифика. Провести таинство доверено кардиналу Лоуренсу (Рэйф Файнс). Он управляет большой командой и отвечает за каждую мелочь: все окна должны быть закупорены; в здание, где проходят выборы, не должна просачиваться информация извне; а прибывающую на голосование сотню кардиналов тщательно обыскивают, чтобы никто не смог покуситься на честность процесса. Впрочем, самое важное и ужасное никак не проверить — ни один сканер или рентген не покажет, какие планы скрываются в умах духовных лиц, приехавших со всего света. Постепенно грязные тайны церкви начинают проступать наружу, и чем закончится борьба за власть, неизвестно никому.
Большую часть режиссерской карьеры Эдвард Бергер адаптировал литературные произведения и делал это крайне успешно. За его плечами сериалы «Террор» по роману Дэна Стивенса, «Патрик Мелроуз», основанный на серии повестей Эдварда Сент-Обина, и, конечно, оскароносная экранизация «На Западном фронте без перемен» Ремарка, приоткрывшая двери в большое авторское кино. Коим, разумеется, стал и «Конклав», оказавшийся чрезвычайно актуальным в момент, когда мир находится на распутье и ищет мессию, который смог бы объединить два непримиримых лагеря.
Кардинал Лоуренс в блестящем исполнении Рэйфа Файнса с его привычно глубокими глазами-океанами пытается лавировать между разными политическими силами внутри церкви. Основных кандидатов пять: жесткий консерватор Тедеско (Серджо Кастеллитто), нетерпимый к другим конфессиям и меньшинствам, неуверенный в себе либерал Беллини (Стэнли Туччи), африканский кардинал с темным прошлым Адейеми (Лусиан Мсамати), святокупец Трэмблэ (Джон Литгоу) и сам Лоуренс, чьи позиции укрепляются с каждым днем голосования.
Поначалу «Конклав» кажется нехитрой и не слишком многослойной процедурной драмой о выборе преемника: задача перед кардиналами поставлена, им необходимо лишь несколько раз написать на бумажке имя лучшего кандидата. Но чем дальше зритель вслед за Лоуренсом погружается в грязное белье претендентов, тем более очевидным становится тезис Бергера о том, что церковь находится в глубочайшем кризисе. В сущности, режиссер вообще разрушает религию как социальный конструкт, спуская посланников божьих с небес на землю — большинство из них оказываются мелочными людьми с ворохом грехов за спиной и непреодолимым желанием заграбастать власть. Из-за этого у фильма возникли проблемы с католическими институтами и религиозной прессой, которые в одноголосие назвали «Конклав» «разрушающей церковные основы лентой».
Бергер, впрочем, не ограничивается критическими стрелами только в сторону религии. Церковь для него — уменьшенная модель мира, в котором разные голоса не могут прийти к согласию. Как итог — политический, религиозный, культурный и духовный кризисы. Предложенные этому миру лидеры оказываются проходимцами, неспособными договариваться. А обществу остается надеяться лишь на невесть откуда взявшегося мессию, поэтому оно наделяет соответствующими качествами людей, которыз несколько лет назад считало изгоями. И такой мессия в «Конклаве» появится. Параллелей с реальным миром в политическом триллере Бергера можно отыскать немало — этим кино и прекрасно. Оно как будто чувствует время и попадает в его нерв.
При этом режиссер не гнушается пользоваться грубыми художественными приемами. Его камера в основном статична, на экране преобладают черный и красные цвета — эдакое смешение уже пролитой крови и темного взгляда в будущее, еще одна метафора глубочайшего кризиса. На фоне — мелодии Фолькера Бертельмана, уже получавшего «Оскар» за музыку к драме «На Западном фронте без перемен». Но и без пробивающегося луча надежды «Конклав» своего зрителя не оставит.
В наградном сезоне картина Бергера, вероятно, будет одним из важных игроков, пусть и не фаворитом. Главная ее звезда — вовсе не режиссер, а Рэйф Файнс, чей герой проходит сложнейший путь, испытывая на прочность собственную веру и институциональный фундамент католической церкви.
Удивительно, как фильм, на первый взгляд посвященный ответам на высокие вопросы о мире духовном, представляется нарочито низким — в «Конклаве» на передний план выходит бытовое и материальное, превращая его в антропологическое исследование современного мира, хаотично ищущего дверь с надписью «Выход» из комнаты кризисов.