О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Король Ричард». Абьюз Большого шлема
Если бы Ричард Уильямс не включил вовремя телевизор, история мирового тенниса пошла бы по другому пути. Однако он успел нажать на кнопку — и узнал из новостей, что гонорар некой Вирджинии Рузичи составляет 47 тысяч долларов за матч. Больше, чем мужчина зарабатывал за год. «Мы должны родить еще двух детей, чтобы сделать из них чемпионов», — сказал ошарашенный Уильямс своей жене, и та согласилась.
Остальное было делом техники. Ричард составил подробный план жизни своих будущих дочерей задолго до их первого вздоха, а, как только те стали уверенно держаться на ногах, повел их на корт. Поэтому младшая дочь, Серена, уже в три года увлеченно размахивала ракеткой, причем взрослой, потому что на детскую не было денег. Оплачивать потуги тренеров Уильямс тоже не мог, поэтому занимался с девочками сам. Это и к лучшему: подпускать чужого человека к конвейеру по производству первых ракеток мира он все равно не хотел.
«Король Ричард» Рейнальдо Маркуса Грина удивляет прежде всего расстановкой акцентов. С одной стороны, перед нами история сестер Уильямс, чуть ли не самых одаренных и титулованных теннисисток планеты. Однако в центре сюжета все-таки не они, а их амбициозный папенька, решивший взобраться на вершину спортивного мира с помощью дочерей. Нет, конечно, Винус и Серена тоже почти постоянно присутствуют в кадре, но в интерпретации Грина и сценариста Зака Бэйлина они — всего лишь послушные исполнительницы «великого замысла», кудрявые куколки, которые задорно отбивают мячи и, лучезарно улыбаясь, постоянно талдычат: «Да, папулечка! Конечно, папулечка!».
О том, чтобы хоть немного приоткрыть дверь во внутренний мир будущих чемпионок, речи не идет. Мы не знаем, о чем они думают, что чувствуют, чего боятся. «Я вижу, чего хочет твой отец, но не понимаю, что нужно тебе», — говорит юной Винус ее первый тренер. Мы тоже не понимаем. «Я хочу быть послушной девочкой и радовать папеньку», — читается в глазах у ребенка, хотя вслух она говорит о том, что собирается выиграть Уимблдон. Ее ли это мечта?
Другая проблема в том, что экранное семейство Уильямс существует под колпаком слишком приторного мармеладно-шоколадного счастья. Ричард и его жена Орасин Прайс воспитывают пятерых девочек (трое из них — дочери Орасин от другого брака). И все они настолько идеальны, что напоминают героинь из рекламных роликов зубной пасты. «Папулечка» (Уилл Смит) тоже ведет себя безупречно: эдакий статный афроамериканец с сединой в бороде и в белоснежных мини-шортах, который каждые пять минут говорит своим крошкам, что они лучшие и что их ждет слава, успех и все деньги мира в качестве бонуса. В общем, не семья, а картинка с выставки.
Человека чуткого и внимательного такие идиллические отношения «отцов и детей» начинают напрягать уже на 20-й минуте, тем более что папенька постепенно превращается в ласкового абьюзера. Казалось бы, ничего криминального он не делает: ну, подумаешь, заставил детвору пересматривать мультфильм второй раз, потому что они не сумели растолковать смысл сказки так, как ему бы хотелось. Или бросил девочек одних посреди города — исключительно в воспитательных целях. Не на горох же он их поставил, не выпорол! Делов-то!
Однако, по сути, Ричард полностью подмял под себя всех членов семьи: он распоряжается их судьбой, как пастух своим стадом. Только он решает, кто чем должен заниматься и когда; только он знает, как надо себя вести и что думать. И это очень серьезный промах авторов фильма, ведь любая спортивная победа — это прежде всего торжество силы воли. Однако именно волю у Винус и Серены отняли.
Интересно, что реальный Ричард Уильямс от какой-либо лучезарности был страшно далек. К примеру, он поколачивал свою жену Орасин и даже сломал ей два ребра, что и стало причиной развода. Однако продюсеры проекта о таких мелочах тактично забыли. Вместо этого мистер Уильямс превращен ими в рупор расовой справедливости: он постоянно твердит с экрана, что победа темнокожей девочки на теннисном корте (а теннис — это спорт, где афроамериканцев не ждали) важна не только для победительницы, а для всех девчонок из гетто; что надо сражаться не для себя, а за всю расу и так далее. Вот только подходит ли Ричард на роль защитника угнетенных — большой вопрос.
Что же касается тенниса, то он, на удивление, снят очень даже неплохо. Быстрый монтаж, отточенные движения совсем юных спортсменок, нерв, который Грину удается передать во время ключевых матчей — все это помогает фильму не разочаровать тех зрителей, которые пришли на спортивную драму, а не на лекцию о семейных ценностях. Однако таких эпизодов до обидного мало, особенно с учетом немилосердного хронометража в 138 минут.
Да и в целом «Король Ричард» снят вовсе не о триумфе спорта, а о торжестве родительских амбиций и том, что отцам надо лишь правильно запрограммировать своих детей — и тогда они с легкостью выиграют все турниры Большого шлема, потому что не захотят расстраивать папеньку.