О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Круэлла». Рок, моль и сепарация
Эстелла (Типпер Сайферт-Кливлэнд) была милой и доброй девочкой — во всяком случае, мама очень старалась, чтобы Эстелла такой росла. Только вот когда мама неожиданно погибает, а девочка остается сиротой, ей поневоле приходится проявить свой истинный характер. Когда Эстелле исполняется 25 лет, она встречает королеву лондонской моды Баронессу (Эмма Томпсон) и поступает на работу в ее модный дом. Казалось бы — сбылась мечта, но тут девушка узнает про Баронессу нечто ужасное. Так на свет появляется Круэлла (Эмма Стоун), у которой нет другой цели, кроме как забрать у соперницы абсолютно все. Даже ее любимых далматинцев.
Перевод диснеевской классики в формат игровых полнометражек начался с «Малефисенты» — и не окажись история злой колдуньи, по совместительству женщины с разбитым сердцем, такой успешной, то, возможно, идею бы похоронили. Однако случилось что случилось, и пандемийный год был единственным, когда обошлось без еще одной старой-новой истории. Художественные успехи, в отличие от коммерческих, были неоднозначными: фильмам все время не хватало то внятного сценария («Дамбо»), то обаятельных героев («Золушка»), то новаторства («Книга джунглей»), то вообще хоть чего-то человеческого («Король Лев»). Ничто не предвещало, что «Круэлла» будет как-то выбиваться из общего ряда — тем более что образ злодейки из «101 далматинца» в трейлере до боли напоминал Харли Квинн.
Тем приятнее констатировать, что Disney наконец-то снял на базе собственной классики хорошее и даже нестандартное кино. Просто ожидания от картины Крейга Гиллеспи («Тоня против всех») выстраиваются неверно. «Круэлла» — это не «Джокер» для малышей и даже не «Хищные птицы», с которыми ее роднит тема женской сепарации. Это «Дьявол носит Prada» в сеттинге шоу «Подиум» с размахом рок-концерта и настроением «Игры престолов». Да, смесь довольно дикая, но при этом абсолютно сбалансированная.
Война нарядов Круэллы и Баронессы — часть их общего противостояния, которая в том числе украшает фильм, не пытаясь оттоптать шлейф сюжету. Комические эпизоды встроены в сюжет и двигают его вперед хотя бы на полшага. Мрачноватый Лондон 70-х служит идеальным фоном для такой же мрачноватой истории и феерических нарядов героинь. А сами они оказываются самыми интересными и живыми из тех, что нам показывали в диснеевских полнометражках.
Это кино почти наверняка не состоялось бы без двух Эмм — Стоун и Томпсон. Первая обладает способностью оживить даже ресторанное меню: во время сцены, в которой Эстелла говорит со своей умершей матерью, в зале стихает хруст попкорна. Вторая, по меткому выражению продюсера картины Эндрю Ганна, играет «сдержанное и хладнокровное зло во плоти, как будто вместе соединили Коко Шанель и Владимира Путина». Это не положительные женщины, а просто женщины, у которых есть собственные истории. Правда, сценаристы умалчивают о том, что Баронессе наверняка приходилось выбивать свою славу у мужчин, которые властвовали в мире моды в те времена. Вместо этого они строят конфликт на нежелании Баронессы быть матерью, одновременно уверяя нас, что ни одно животное в фильме не пострадало и Круэлла никогда не собиралась шить пальто из собачек.
Ход совершенно в духе Disney — но, в конце концов, почему бы не показать наконец-то материнскую фигуру как нарциссическую и подавляющую? Это ведь тоже бывает, а хорошо скроенное и отлично сшитое кино о сепарации от чужих ценностей и образов современным девочкам точно не повредит. Становление злодейки для детского кино — тема довольно спорная: предполагается, что плохие люди не могут быть образцами для подражания. В «Малефисенте» ради назидательности сюжет переворачивали с ног на голову: настоящим злодеем оказывался король, а проклятие колдунья накладывала, будучи в беспамятстве от гнева и горя.
Создатели «Круэллы» уже не пытаются слепить из своей героини мученицу. Они напоминают, что в случае женщины «плохая» очень часто значит «неудобная». Черно-белые волосы, которые Эстелла вынуждена прятать от всего мира, чтобы быть как все — это что-то вроде дара Эльзы в «Холодном сердце». Нельзя вечно скрывать свою суть. В этом смысле феминистическое кино оказывается еще и квирным: не только сама Круэлла, но и ее друзья, и мода, которую она создает, противоречат чопорному миру Баронессы. Идеальное платье, созданное Круэллой для своей соперницы из коконов моли — отличная метафора и лучшая шутка, которую не может переплюнуть даже номер с собакой, прикидывающейся крысой.