- Страна
- Германия
- Режиссер/Постановщик
- Ванесса Йопп
- Длительность
- 118 мин.
- Премьера в мире
- 06 августа 2020 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Любовь между строк»: Одиночество в сети
Лео (Александр Фелинг) — успешный лингвист, переживающий непростой период в личной жизни. Его девушка Марлена (Клаудия Эйзингер) хочет уйти к любовнику, с матерью у героя отношения прохладные, и даже проницательная младшая сестра Адриенна (Элла Рамф) не всегда может найти к брату подход. Однажды Лео получает электронное письмо от некой Эми (Нора Чирнер) — девушка по ошибке отправила ему запрос на отмену подписки на журнал. Эми работает веб-дизайнером, живет с мужем и двумя детьми от первого брака супруга, но чувствует себя одиноко. Между героями завязывается колкая шуточная переписка, которая постепенно становится все более откровенной и личной. Лео и Эми проникаются друг к другу настоящими чувствами, но проблема в том, что они лишь еще больше погружаются в «двойную жизнь», не решаясь преодолеть виртуальный барьер.
Режиссер фильма Ванесса Йопп после успешной работы клипмейкером в начале нулевых выпустила свой дебютный полный метр «Забыть Америку» — за него она была номинирована Европейской киноакадемией на «Открытие года». Затем Йопп работала с группой «Placebo», после чего последовали уже другие полнометражные картины. Среди них есть как воспитательные комедии («Почти идеальный мужчина»), так и вполне серьезные драмы («Энгель и Джо»).
Практически в каждом своем фильме Йопп изучает различные модели отношений, отталкиваясь в том числе от особенностей эпохи и социальных тенденций. «Любовь между строк» стала закономерным этапом в фильмографии режиссера: картина анализирует эпистолярные романы с их сентиментальной анонимностью.
Картина снята по роману Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра». С момента выхода книги прошло четырнадцать лет, и сложно представить более подходящее время для ее экранизации. За прошедшие годы форматы онлайн-коммуникаций кардинально расширились, а так называемый «эмоциональный дефицит» только возрос. Виртуальный мир стал одним из основных способов его восполнения и предоставляет для этого все более обширные возможности. В романе персонажи переписывались, сидя за компьютерами, а в фильме возлюбленные не выпускают из рук телефоны, параллельно занимаясь своими делами.
Йопп вслед за Глаттауэром поднимает актуальную тему «бестелесной» любви, которая разворачивается между людьми, чувствующими себя крайне одиноко. Мы видим, как Лео и Эмма компенсируют свою внутреннюю пустоту, все больше уходя в виртуальный мир: они переписываются, даже делая покупки или общаясь с семьей. Однако наряду с радостью в их жизнь приходит страх несоответствия фантазий и реальности: как знать, с кем они на самом деле разговаривают? Хочется верить, что виртуальное общение послужит для них мостиком в лучшее будущее — но сомнения не оставляют ни героев, ни зрителя.
Героев переполняют страсть и азарт, а онлайн-переписка постепенно заменяет им настоящую жизнь. Но каждый боится «проверки реальностью», которая сорвет с них цифровые маски. Ситуацию осложняют внутренние барьеры персонажей и внешние условия их привычной жизни. Так, Лео привык держать людей на дистанции: реальная близость с Эми для него страшна, так как может быть чревата болью. Девушке, в свою очередь, придется пожертвовать своей семьей. Для нее преодоление виртуального пространства будет означать отказ от прежней жизни и уход в неизвестность в порыве чувств.Так как «Лучшее средство от северного ветра» — роман в письмах (не самый простой материал для экранизации!), то одной из главных и сложных задач Ванессы Йопп было создать ощущение близости и чувственного напряжения между героями. Момент тонкий, но Йопп с ним справилась более чем удачно.
Картина устроена таким образом, что ее первая часть посвящена знакомству с бытом и внутренними перипетиями Лео, а вторая рассказывает о жизни Эми. Параллельно зритель слышит озвученную переписку — на протяжении фильма голоса актеров заменяет текст (запись проводилась отдельно на студии). Такая смена перспектив позволяет зрителю сперва идентифицировать себя с Лео и вместе с ним влюбиться в Эми, а затем прочувствовать то же самое уже со стороны героини.
Длительные паузы между виртуальными репликами, выразительные голоса актеров, живая и убедительная мимика персонажей — все это разворачивает перед нами широкий диапазон сложных, порой крайне противоречивых чувств. Воплотить эти без сомнения удачные идеи помогла сценаристка Яне Айнскоуг — она уже работала с Йопп над «Почти идеальным мужчиной», а также над картинами «Облако» Грегора Шнитцлера, «На колесах» Анно Зауля и «Родители» Роберта Тальхайма.
Композитором картины стал пианист-экспериментатор Фолькер Белтельманн, номинировавшийся на Оскар за картину «Лев». Написанные им саундтреки помогли точнее раскрыть характеры и конкретные эмоциональные состояния героев. Визуальная эстетика фильма тоже помогла соблюсти баланс между влюбленностью, меланхолией и драмой. Приглушенные тона, кадры с отблесками заходящего солнца — все работает на отражение настроения персонажей.
Фильм концентрируется на развитии отношений Лео и Эми, но не забывает жонглировать и бытовыми моментами их жизни. Мы наблюдаем за повседневностью героев и внимательно следим за их взаимодействиями с близкими. Так создаются эмоциональные качели: влюбленные хотели бы отдаться романтическим порывам, но действительность одергивает их на каждом шагу.
Отдельно стоит поговорить о супруге Эми — его прекрасно сыграл Ульрих Томсен. Далеко не во всем идеальный, но любящий муж отнюдь не является несчастной жертвой или человеком, которого «уже давно нужно было бросить». Благодаря этому персонажу история становится еще более многогранной.
«Любовь между строк» гармонично уравновешивает виртуальное и реальное, позволяя прочувствовать всю сложность решения сделать шаг к переменам. Вместе с героями мы до последнего сомневаемся в том, есть ли шанс на лучшее будущее за цифровой оболочкой — и это оживляет фильм, который ближе к середине все-таки немного провисает.