О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Гром во время чумы: рецензия на фильм «Майор Гром: Игра»
Победив Чумного Доктора, майор Гром (Тихон Жизневский) стал кумиром всего Санкт-Петербурга: на площадях ставят памятники в его честь, а поклонники не дают прохода, надеясь на совместное селфи. Впрочем такая любовь быстро заканчивается. Как только на город обрушивается новый шквал проблем, Грома сначала обвиняют в бездействии, потом превращают в изгоя, а затем и вовсе объявляют на него охоту — ведь толпа всегда охотно линчует тех, кому еще вчера поклонялась.
«Майор Гром: Чумной доктор» (2021) рождался долго и в муках: тестовая короткометражка по серии одноименных комиксов вышла еще в 2017, и, хотя эксперимент был признан удачным, киностудии Bubble Studios пришлось менять и концепцию, и команду — надежды на сотрудничество с голливудскими продюсерами не оправдались, поэтому на первый план вышла русскоязычная аудитория. Тем не менее кассовым хитом «Чумной доктор» не стал: при бюджете в 640 млн рублей в прокате он собрал всего 328.
Но Bubble Studios и режиссер Олег Трофим решили не сдаваться: в начале 2023-го в онлайн-кинотеатрах вышел приквел «Гром: Трудное детство», сумевший реабилитировать франшизу и значительно расширивший фанатскую базу. Сейчас же Игорь Гром снова отправляется на штурм кинозалов. Велика вероятность, что этот поход будет успешнее первого.
Работа над ошибками была проделана без всяких поблажек, и это чувствуется. Персонажи перестали быть поверхностными, а сюжет — шаблонным: в фильме появляется сразу несколько антагонистов, и понять, кто именно окажется основным источником опасности, получается не сразу. Сценаристы старательно водят зрителя за нос, то и дело направляя по ложному следу — сюжетный стержень из-за этого ветвится, утяжеляя конструкцию и увеличивая хронометраж, но шансов заснуть у зрителей становится меньше. С динамикой тоже проблем нет: события стремительно летят вперед, а первая экшен-сцена, в которой Гром практически в одиночку усмиряет толпу взбунтовавшихся заключенных, сделает честь любому голливудскому хиту — здесь и каскадерские придумки, и драйв, и самоирония. Правда, остальные драки сделаны на порядок ниже, но такой уровень действительно нелегко удержать, так что придираться не будем.
Беда в том, что основная проблема «Майора Грома» осталась прежней: к нему невозможно подключиться эмоционально. Очень показателен в этом плане Санкт-Петербург: он, вроде бы, узнаваем — но каждую секунду чувствуется, что город какой-то ненастоящий, выдуманный. Конечно, по сравнению с первым фильмом привкуса «чернушной клюквы» стало меньше, но как реальность экранный Питер все равно не воспринимается — ему банально не веришь. То же и с персонажами: их прототипов в супергеройских блокбастерах великое множество — но на улицах похожих людей никто никогда не встречал: министры, полицейские и журналисты ведут себя по-другому, да и выглядят совершенно иначе. Единственное исключение — герой Алексея Маклакова, генерал-полковник Прокопенко. Хотя и здесь возникает вопрос, как такой наивный добряк дослужился до своего поста.
С антагонистами еще сложнее: их проблемы и физиологические особенности настолько фэнтезийные, что персонажи воспринимаются как опереточные злодеи, не более. А раз нет чувства опасности, то и за героев зритель не переживает.
Конечно, никто не говорит, что супергеройский блокбастер должен копировать нашу жизнь. Но авторы сами определили условия игры: их персонажи живут не в Готэме, а в Санкт-Петербурге, поэтому хоть какие-то точки соприкосновения с реальностью должны быть. Тем более, что намеков на актуальность в блокбастере хватает. Вот только эти отсылки не срабатывают — и спровоцировать зрителя на эмоции у авторов не получается.
Другое дело, что у российской киноиндустрии успешных супергеройских блокбастеров все еще нет: вместо них — «Защитники» Сарика Андреасяна и «Вратарь Галактики» Джаника Файзиева, которые лучше не вспоминать. И в этих условиях «Майор Гром: Игра» Олега Трофима — очень мощный скачок в правильном направлении, который, будем надеяться, станет далеко не последним.