О фильме
Рецензия на фильм
«Майор Гром: Чумной доктор». Перемен требуют наши сердца
Майор полиции Петербурга Игорь Гром (Тихон Жизневский) не носит форму, не признает условностей и напарников, в одиночку обеспечивает 90% раскрываемости. Одна беда — большая часть его работы уходит псу под хвост, потому что богатые люди всегда знают, какого судью купить, чтобы уйти от ответственности. В один прекрасный день в городе появляется мститель в маске чумного доктора и зверски расправляется и с юным сыном олигарха, который насмерть сбил девочку, и с руководительницей банка, обманувшей вкладчиков, и с хозяином гигантской мусорной свалки. Поиски преступника приводят Грома к создателю крупной социальной сети «Вместе» Сергею Разумовскому (Сергей Горошко) и его другу и телохранителю Олегу Волкову (Дмитрий Чеботарев).
Кинокомикс в нашей стране пытались снять трижды: «Черная молния» в 2009-м, «Шпион» в 2012-м и «Защитники» в 2017 году. Ни один из этих фильмов не опирался на, собственно, комикс: «Шпион» по роману Акунина скорее эксплуатировал эстетику, а в основе других фильмов лежали сценарии, написанные с учетом стандартных клише. Ни одна из картин не добилась успеха по разным причинам — в том числе потому, что в России не существовало комикс-культуры. Невероятный успех фильмов от Marvel и DC покоился на фундаменте, строившемся десятилетиями. У нас не было ни первоисточников, ни их поклонников — до тех пор, пока в 2012 году не вышел первый выпуск отечественного комикса от Bubble «Майор Гром: Чумной доктор». Хотя именно эта линейка не выдерживала никакой критики, она стала началом мира, вокруг которого за девять лет образовалась приличная фан-база.
Появление экранизации было осмысленным и логичным шагом. Короткометражка была выпущена в 2017 году, и она всем понравилась: экшен, трюки, спецэффекты были на высоте, что еще нужно для хорошего комикса? Предполагалось, что небольшой фильм разрастется до полного метра с теми же лицами на первых ролях, однако этого не случилось. Режиссера Владимира Беседина сменил Олег Трофим («Лед»), а Александра Горбатова — Тихон Жизневский («Топи»). О начале съемок объявили в 2018 году, следом два года тишины, потом коронавирус — и вот «Майор Гром», наконец, выходит на экраны и оказывается всем лучшим и худшим, на что способен сегодня отечественный кинопром.
Безусловно, это хорошо сделанный блокбастер, в котором полно эффектных сцен. Доктор в прямом смысле жжет напалмом, Игорь Гром эпично останавливает грузовик с грабителями, злодеи открывают самое живописное в мире казино. И все же самое прекрасное здесь — это, конечно, Петербург. Он снят красочно, со вкусом, со смаком; это «город, которого нет», существующий только в по-хорошему воспаленном воображении художников и фанатов — разноцветная, слегка готическая смесь подворотен, дворцов и технологичных башен. В таких локациях не бесят даже то и дело возникающие «приветы» из всех голливудских картин разом (некоторые источники вдохновения будут честно перечислены в титрах — с благодарностью). В конце концов, едва ли не покадровые заимствования у старших товарищей — обычная практика для нашего массового кинематографа, а здесь это выглядит почти уместно, как знак преемственности той культуры, которую Bubble пытается развивать в России.
Проблемы фильма традиционно начинаются там, где заканчивается визуальная часть. За последние 20 лет выяснилось, что мы в состоянии создать любые спецэффекты, но не приличный диалог, и хорошие актеры проявляют просто чудеса профессионализма, имея на руках абсолютно беспомощные сценарии. Однако они не боги, и если Тихон Жизневский при максимуме экранного времени почти постоянно выглядит естественным, то у Александра Сетейкина (Дима Дубинин) и Любови Аксеновой (Юлия Пчелкина) с этим огромные проблемы, поскольку каждое их появление смотрится вставным номером. Что касается Сергея Горошко, то он переигрывает так сильно, что даже неловко — хуже него выглядит, пожалуй, только главарь банды, пытающийся изобразить одесского еврея. Однако и это можно было бы простить, если бы сюжет, который в соответствии с жанром далек от здравого смысла, не оказался столь приближен при этом к российским реалиям.
Включение политической повестки — обыденная вещь для культуры комиксов. Мы не считываем (или считываем неверно) актуальные смыслы в американских кинокомиксах просто потому, что не знаем изнутри реалий жизни США, ее героев и антигероев. Для нас «Темный рыцарь» — это история о борьбе добра и зла, но не часть предвыборной кампании Республиканской партии. Мы смотрим «Мстителей», понятия не имея, что они основаны на линейке The Ultimate, в которой все супергерои аморальны, а капитан Америка изображен абсолютным дуболомом — так создатель комикса Марк Миллар, придерживающийся левых взглядов, отреагировал на войну в Ираке. Он был поражен, когда выяснил, что добился прямо противоположного результата: после его комикса многие американцы захотели записаться в армию, чтобы нести свет демократии всему миру. У российского же зрителя никогда не было собственного материала, из-за которого он мог бы огорчиться — хотя те, кто читал Bubble, начали расстраиваться еще в 2013 году, обнаружив в отечественном комиксе маньяка-убийцу, который укладывал на трупы своих жертв белые ленты.
Можно ли было нивелировать эту составляющую в «Чумном докторе», который с самого начала представлял собой историю революционера-линчевателя, желающего на самом деле не торжества справедливости, а личной власти и обогащения? Теперь мы этого не узнаем, потому что создатели не захотели это сделать. В свое время Артем Габрелянов, написавший все сюжеты о майоре Громе, говорил, что вставлял политические аллюзии в сценарии только потому, что это вызывает интерес у читателей. Игра с реальностью имела место даже во время промо-кампании еще не снятого фильма: о начале работы над ним было объявлено в день поддержки Telegram, заблокированного Роскомнадзором. Это довольно забавно, если учесть, что в комикс-арке в одном из несимпатичных персонажей Павел Дуров угадывался, что называется, с полпинка, а Чумной доктор предлагал своим поклонникам запускать бумажные самолетики в знак протеста против беззакония.
В результате на экраны вышла история, которую в нашем и зарубежном прокате (а он, конечно, состоится) будут смотреть совершенно по-разному. Зрители по ту сторону границы увидят традиционную историю о крутом копе-одиночке, который борется с живописным мерзавцем в лучших традициях жанра. В наших же палестинах «Майор Гром» безошибочно считывается как актуальная пропаганда, в рамках которой полицейский, не чтящий никаких законов, покрывающий преступников и метелящий всех без разбора и ордера, является единственным средством против циника и убийцы, который не щадит даже детей и манипулирует толпой ради власти. Особенно раздражающе выглядят сцены народного бунта: полицейские, которые пытаются спасти город, вызывают слишком болезненные ассоциации с теми, кто на улицах того же самого Петербурга не так давно пинал в живот пожилую женщину и волок в автозаки случайных людей. А когда на экране появляется шайка бандитов, которая примыкает к стражам порядка, даже у относительно лояльного зрителя старше 35 лет возникает в голове термин «социально близкие».
Если не проигнорировать очевидную аморальность посыла «хотеть перемен в стране могут только негодяи», то она сведет на нет действительно титанические усилия всей съемочной группы. Однако игнорировать получится только при условии фанатского просмотра, то есть включенности в сообщество поклонников и поклонниц комикса, которые ждали выхода этого фильма годами. И даже эта группа зрителей вряд ли сможет не заметить слона в посудной лавке — учитывая, что у довольно большой и деятельной части фан-базы «Майора Грома» тоже серьезные разногласия с действующей в стране повесткой. В общем, все как всегда: с одной стороны, создали нечто для нашего кино космическое, с другой — опять выяснилось, что летать можно только и исключительно в кандалах.