Рецензия на фильм Не смотрите наверх, отзывы критиков о кинофильме Don‘t Look Up, все актеры | Time Out
3.0/5

Не смотрите наверх (2021 год)

Don‘t Look Up   18+

Страна
США
Режиссер/Постановщик
Адам МакКей
Премьера в мире
24 декабря 2021 г.

О фильме

Молодая выпускница астрономического факультета и ее профессор делают шокирующее открытие: в пределы солнечной системы вторгается комета. Проблема номер один — она направляется прямо к Земле. Проблема номер два — никто не придает этому значения. Пока не поздно, герои отправляются в медиа тур, чтобы заставить людей планеты просто посмотреть вверх...

Актеры

Рецензия на фильм

«Не смотрите наверх». Дураки атакуют!


Аспирантка-астроном Кейт Дебиаски (Дженнифер Лоуренс) готовится к защите дипломного проекта. Выполняя исследования космического пространства, она внезапно обнаруживает странный объект, направляющийся к Земле. Кейт быстро докладывает об этом своему научному руководителю, доктору Рэндаллу Минди (Леонардо Ди Каприо). Его расчеты неутешительны — комета Дебиаски диаметром в 10 км достигнет планеты через полгода и уничтожит все живое. Ученым предстоит пройти все круги ада (или цирка?), чтобы быть услышанными Президентом (Мерил Стрип). Однако женщину, кажется, больше волнуют выборные и интимные вопросы. Принимать меры никто не собирается, а часики тикают, поэтому Дебиаски и Минди обращаются к прессе, но и на телевидении их ожидает провал. Успеют ли они спасти планету от стремительно надвигающейся опасности?

Режиссер и сценарист Адам МакКей долгое время работал над шоу Saturday Night Live и снимал фильмы с Уиллом Ферреллом, так что юмор и сатира ему не чужды — особенно когда их стрелы направлены на политическую, экономическую или телевизионную жизнь Америки. В 2010-х, например, МакКей успел поглумиться над выборным процессом в «Грязной кампании за честные выборы» (2012) и пошло отшутиться о новостях на ТВ в комедии «Телеведущий: И снова здравствуйте» (2013). Впрочем, со временем и творческим расставанием с Уиллом Ферреллом серьезности в его работах стало гораздо больше — «Игра на понижение» и «Власть» были одними из фронтраннеров гонок за «Оскар», но смех из них никогда полностью не исчезал.

В «Не смотрите наверх» МакКей нашел середину, но ее сложно назвать золотой. Тема предельно серьезна — разве можно по-другому отнестись к экологической проблеме, из-за которой настоящее и будущее человечества поставлено под угрозу? При этом воспринимать ленту серьезно невозможно, да и не нужно. Действие будто происходит в одной из параллельных реальностей — вектор перманентного общественного движения в пропасть вычленен из нашей привычной реальности, а мелкие детали напоминают карикатурные мазки. В овальном кабинете висит фотография Президента со Стивеном Сигалом, главой NASA стал бывший анестезиолог, а высокопоставленный генерал разводит доверчивых ученых на пару долларов за бесплатные снэки в Белом доме. Таких мелочей в картине очень много, и они оказывают решающее воздействие — зрителя помещают в утрированную сатирическую реальность с возможностью иногда выходить за ее пределы, на территорию большой драмы, в моменты монологов центральных персонажей.

Последние вообще стали движущей силой ленты. На этот раз МакКей создал удивительных героев-мемов, каждый из которых достоин отдельного внимания. Леонардо Ди Каприо удалось побывать сразу в трех ипостасях одного образа: сначала он играл нетипичную для себя роль зажатого, вечно волнующегося ученого-семьянина, затем — уверенного в себе и своем выборе ученого-шоумена, а к концу и вовсе превратился в совесть планеты. Удивительные перевоплощения. Яркой ролью второго плана отметилась Мерил Стрип — не слишком умная женщина-Президент, чей образ буквально собран из фигур Хиллари Клинтон и Дональда Трампа. За воплощение собирательного образа современного американского миллиардера отвечает Марк Райлэнс, в котором можно увидеть черты Стива Джобса и Илона Маска.

Почти каждый герой ленты — карикатура, а вместе они — одна большая модель общества, свернувшего куда-то не туда. Актерскому ансамблю «Не смотрите наверх» вообще может позавидовать любой режиссер. Под своим крылом Адам МакКей собрал звезд первой величины: помимо Ди Каприо и Стрип, на экране появляются вернувшаяся после паузы в карьере Дженнифер Лоуренс, совершенно неузнаваемая Кейт Бланшетт, временами надоедающий Джона Хилл в роли маменькиного сынка и по совместительству главы администрации Президента и даже Ариана Гранде — она играет певичку, чья личная жизнь оказывается под прицелом камер, хотя все внимание должно быть направлено на судьбоносные речи ученых.

Режиссерское же внимание практически стопроцентно сконцентрировано на разыгрывании карты с возможным апокалипсисом и реакцией на него общества. Из-за этого на второй план отходит психологизм отношений — к нему МакКей очень точно возвращается в самом финале, когда едва ли можно что-то изменить. Все остальное время «Не смотрите наверх» больше походит на ловко созданный симбиоз бертоновского фарса «Марс атакует!», героического «Армагеддона» Майкла Бэя и эпизода «Большая куча мусора» из мультсериала «Футурама». Только нет здесь ни чудаковатых пришельцев, ни пафосного Брюса Уиллиса, ни огромной кучи мусора, чтобы сбить комету Дебиаски. Зато есть дураки и меркантилы — к ним МакКей причисляет почти каждого жителя Земли, кроме небольшой горстки людей, которой уже никуда не деться.

И все-таки сатирический энтузиазм режиссера время от времени удручает. Он частенько высмеивает то, что высмеивать уже поздно. Если экоактивистская сатира, заложенная в фундаменте, еще кажется свежей, то шутки над политическим укладом Америки от демократа МакКея выглядят как набившие оскомину погоны на плечах консерватора, проигравшего очередную партию в «Дурака». Хорошо, что хоть технически картина сделана здорово. Нехватка времени для спасения ощущается с первых кадров — большинство работ режиссера выделяются быстрым и отрывистым монтажом, а оскароносный оператор «Ла-Ла Ленда» Линус Сандгрен то и дело ловит крупный план, задерживаясь на важных деталях, и блестяще работает с фокусом.

Если вы чувствуете, что общество двигается куда-то не туда, то «Не смотрите наверх» поможет еще раз в этом убедиться. Способов направиться на путь истинный МакКей в своем фильме, конечно, не предложит — скорее усядется в удобное кресло, покажет пальцем и начнет смеяться, но на призрачную надежду все-таки укажет. Ее стоит поискать в самых простых вещах, голосах и чувствах, которые принято считать обыденностью. Осталось понять, реально ли это?

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях