Рецензия на фильм Не время умирать, отзывы критиков о кинофильме No time to die, все актеры | Time Out
4.0/5

Не время умирать (2021 год)

No time to die   12+

Страна
Великобритания, США
Режиссер/Постановщик
Кэри Фукунага
Премьера в мире
07 октября 2021 г.

О фильме

Главные роли в продолжении бондианы исполняют Рами Малек и Дэниэл Крэйг, а саунд-трек к фильму записала Билли Айлиш. В новой части вышедший на пенсию Джеймс Бонд вынужден вернуться к работе по просьбе друга из ЦРУ. Агент 007 вступает в битву с таинственным противником, который использует новейшее оружие.

Актеры

Рецензия на фильм

«Не время умирать». Ухожу красиво


Дэниэл Крэйг был Джеймсом Бондом целых 15 лет — это огромный срок. Настолько, что за это время агент 007 в его исполнении постарел не только внешне, но и душевно. В начале «Не время умирать» — 25-й части бондианы, страшно подумать — мы видим уже не того безупречного агента разведки, которому все нипочем, лишь бы в очередной раз спасти мир от чьего-нибудь заговора. Вместо него нас встречает именно Джеймс Бонд: мужчина средних лет, который хочет окончательно уйти в отставку и расслабленно дожить свой век на пару с возлюбленной Мадлен Суонн (Леа Сейду). Впрочем, понятно, что ни о каком «долго и счастливо» не может быть и речи: Бонду предстоит тяжелое расставание и непрошенная финальная миссия с максимально высокими ставками.

Кажется, впервые за всю крэйговскую эпоху «Не время умирать» ощущается именно как продолжение целой серии фильмов, а не как самостоятельная картина. С самого начала и вплоть до финала здесь вспоминают прошлые события и персонажей, толком не представляя их новым зрителям: Бонд отдыхает в Италии с Мадлен, собирается проститься с погибшей еще в «Казино Рояль» Веспер, разговаривает по душам со старым другом Феликсом Лейтером (Джеффри Райт), продолжает выяснять отношения с безумным Блофельдом (Кристоф Вальц). В этой одержимости прошлым просматривается ключевой посыл картины — все яркие дни Джеймса Бонда уже позади, хоть он и не способен их отпустить вопреки собственным намерениям. В этом смысле он уже давно мертв, а на экране словно остался его беспокойный призрак, которому нужно завершить последнее дело, чтобы найти покой.

Другая смерть Джеймса Бонда — как символа. Почти три часа постановщик Кэри Фукунага не спеша разбирает по кирпичикам романтизированный образ агента 007. Он больше не живая загадка, а человек с богатым и известным прошлым. Он все еще способен стрелять и пользоваться высокотехнологичными гаджетами, но уже совершает глупые ошибки в бою и ведется на провокации оппонента, как зеленый новичок. Даже умение действовать исключительно из холодного расчета Бонд-Крэйг растерял: в ключевом моменте он принимает сентиментальное и иррациональное решение. Еще чуть-чуть — и агент начнет ходить к психотерапевту и научится говорить о своих чувствах с близкими людьми. Из джентльмена середины XX века, придуманного Яном Флемингом, Бонд почти превратился в манифестацию новой маскулинности.

Хотя до таких крайностей трансформация характера героя все-таки не доходит, «Не время умирать» в целом похоже на трехчасовое рассуждение о том, как можно изобрести Бонда заново. Так, после его отставки позывной 007 заняла темнокожая женщина Номи (Лашана Линч). Ее героиня играет в происходящем не последнюю роль и намеренно дразнит зрителя, задавая неудобные риторические вопросы: 007 — это просто цифры или что-то большее? нужен Джеймс Бонд этому новому миру или он просто красивый музейный экспонат ушедшей эпохи?

Можно было бы отвести под рассуждение на эти темы все экранное время и сделать «Не время умирать» экспериментальным психологическим триллером. Говорят, изначально Фукунага даже предлагал перенести почти все действие ленты в голову Бонда, которого пытает Блофельд. Однако вышло все-таки больше студийное кино: с погонями, взрывами, нескромным количеством размашистого экшена и искренне смешными шутками.

Над сценарием этой красивой английской махины работали аж четыре человека. Получилось даже слишком много всего: кажется, что Фиби Уоллер-Бридж пришла в проект и просто дежурно вписала туда, например, побольше запоминающихся героинь. Иначе не получается объяснить, что в фильме делает молодая агентша в Палома (Ана де Армас): появляется на пару сцен, очаровывает зал и убегает по своим делам. А новый бондовский злодей Люцифер Сафин (Рами Малек) только произносит пару дежурных злодейских речей и забирается под кожу Бонду — хотя к финалу агент уже настолько разваливается, что мог бы довести себя до ручки и самостоятельно.

Что студия задумала делать дальше с Джеймсом Бондом — непонятно. Вопреки заигрываниям авторов с тем, что бондиану можно продолжить и без Бонда, рассматривать такую возможность всерьез не получается. Впрочем, как ответил сам Дэниэл Крэйг о кастинге его преемника или преемницы: «Это не моя проблема». Пока просто насладимся красивым и трогательным прощанием с Бондом, уже ставшим родным.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa