О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Неудачное прощание с боевиками 80-х
Секретное задание в Ливии принесло отряду «Неудержимых» много проблем: Барни Росс выбыл из строя, а Ли Кристмас потерял доверие начальства. Теперь командой бравых бойцов управляет Джина, эксцентричная и независимая девушка Ли. Состав отряда тоже изменился: на смену некоторым старичкам пришли молодые и не слишком опытные парни и девушки, а бывалые бойцы растеряли сноровку: Гуннар стал хуже видеть, а Толл хуже слышать. Провалились они, вестимо, на первом же задании. И спасать их отправился опальный Ли, которому предстоит в одиночку разобраться с ордой врагов и предотвратить глобальную ядерную катастрофу у берегов России.
«Неудержимые» задумывались Сильвестром Сталлоне как фильм-реликвия, в котором собираются мускулистые герои боевиков 80-х и 90-х и разыгрывают шаблонные сценки с драками, взрывами и погонями. Пафосно, громко, чересчур маскулинно и без оглядки на какие-либо значимые конфликты — кому они вообще нужны, когда в кадре Стэйтем, Сталлоне, Шварценеггер, Лундгрен и другие? Но, оказывается, все-таки нужны. В этом смысле особенно преуспела вторая часть: любимых героев больше — участие приняли даже Чак Норрис с Жан-Клодом Ван Даммом, — а конфликты и мотивации понятнее и убедительнее. Сиквел умудрился заскочить на территорию метаиронии, посмеиваясь над образами героев в других фильмах, а в случае Шварценеггера — над его политическими амбициями.
Третья часть оказалась совсем уж провальной, несмотря на огромное количество приглашенных звезд, и серия канула в Лету. Впрочем, спустя девять лет «Неудержимые» вернулись в другом обличии: с рейтингом 18+, жестокими сценами, от которых отказались в третьей части, и с новым режиссером у руля. Им стал Скотт Во, автор «Need for Speed: Жажда скорости» и недавнего бадди-муви «Круче некуда» с Джоном Синой и Джеки Чаном. Из последнего во франшизу перекочевала команда каскадеров и постановщиков боев. Правда, толку от этого не слишком-то и много: лента выглядит блекло даже по меркам оригинальной трилогии. Экшен-сцен в избытке, но восхищаться ими не приходится. Интересных режиссерских и операторских решений, которыми изобилуют, например, «Джон Уик» или «Тайлер Рейк», в «Неудержимых» нет, а CGI ужасен настолько, что картине впору бороться с «Флэшем» за звание фильма года с худшей компьютерной графикой.
Однако техническое несовершенство — лишь верхушка айсберга. Создается впечатление, что многочисленные создатели четвертой части (на секундочку, пять сценаристов и 34(!) продюсера) так и не разобрались, в какую сторону нужно двигаться франшизе. С одной стороны, в серии появились, на первый взгляд, субъектные героини. Одну из них играет Меган Фокс, которой в большом кино часто приходилось быть объектом вожделения. С другой стороны, чрезвычайно маскулинные «Неудержимые» будто стесняются женщин: акценты расставлены так, что героиням в конце концов приходится вновь довольствоваться ролью мужских марионеток.
Персонажи невзрачны до безобразия. Каждому из них сценаристы приписали по одному — в редких случаях по два — уникальных свойства. Например, герой Джейкоба Скипио излишне разговорчив и любит… «золотой дождь»; у персонажа Рэнди Кутюра проблемы с ушной раковиной, а Гуннар Дольфа Лундгрена слеповат и носит парик. Над каждой из этих особенностей сценаристы посмеиваются на протяжении всего фильма. И непонятно, что хуже: испытывать испанский стыд от таких шуток или наблюдать за новым членом «Неудержимых» в исполнении Кертиса 50 Cent Джексона, у которого по сценарию всего несколько скучных реплик.
Омоложенный каст и откровенно блеклые персонажи четвертой части лишают франшизу единственной изюминки: теперь «Неудержимые» не похожи на оду боевикам эпохи видеосалонов. Звезд прошлого все меньше, а пресловутая дорога молодым перекрыта слабым сценарием, включающим, помимо образцово-отвратительной демонстрации героев, дешевые обманки, которые перестали удивлять зрителей еще пятьдесят лет назад.
Наверное, показательно, что в боевике есть лишь одна сцена, способная вызвать искренние эмоции. И это вовсе не драка, погоня или внезапно выкинутая острота, как было в трех предыдущих частях, а неожиданно уместный интертекстуальный эпизод, в котором Джейсон Стэйтем, оставшийся без работы, читает газету и находит вакансии: механик, перевозчик… Кажется, после четвертой части то же самое придется делать и другим «Неудержимым».