- Страна
- Великобритания, США
- Режиссер/Постановщик
- Алекс Гарленд
- Длительность
- 109 мин.
- Премьера в мире
- 11.04.2024
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Апокалипсис сегодня: рецензия на «Падение империи» Алекса Гарленда
Ближайшее будущее, в США бушует огонь гражданской войны, уничтожающий все на своем пути. Сепаратистские силы Калифорнии и Техаса, именующие себя «Западным альянсом», держат курс на Вашингтон, чтобы свергнуть президента-узурпатора. Города сгорают в анархии, близится час падения империи, а глава государства обращается к нации со словами: «Армия США переходит к активным боевым действиям, мятеж будет подавлен».
Военный фотограф Ли (сильнейшая роль Кирстен Данст) снимает протесты в нью-йоркском Сохо. Журналистка не собирается ограничиваться кадрами последствий взрыва и подумывает о материале исторического значения. Ли хочет опередить других репортеров и взять предсмертное интервью у президента. Она пытается уговорить напарника Джоэла (Вагнер Моура) отправиться в рискованное путешествие до Вашингтона. Тот убеждает взять в опасную поездку сомнительных попутчиков — ветерана The New York Times Сэмми (Стивен Хендерсон) и фотолюбительницу Джесси (звезда «Присциллы» Кейли Спейни), которая явно преувеличивает, говоря, что ей 23. Колоритная компания стремится успеть записать последнее слово президента.
Британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд давно заслужил репутацию обличителя человеческих слабостей и пороков. Его роман-антиутопия «Пляж», по которому Дэнни Бойл поставил триллер с ДиКаприо, утверждает, что все мы по природе своей — варвары, уничтожающие прекрасное. Режиссерский дебют Гарленда, технодрама «Из машины», поднял вопрос о допустимости сексуализации женщины-робота и дал на него исчерпывающий ответ. Научно-фантастическая притча «Аннигиляция» говорит об отдаленных последствиях непроработанных травм в виде инопланетного вторжения, а фолк-хоррор «Род мужской» описывает жизнь женщины в патриархальном обществе как бесконечный кошмар. Боевик «Падение империи» (в оригинале — Civil War, «Гражданская война») перенимает пессимизм предыдущих работ Гарленда и выглядит как зловещее предзнаменование.
У самого масштабного проекта в истории инди-студии А24 есть шанс оказаться пророческим. Политические аналитики опасаются, что возможная победа Дональда Трампа на выборах спровоцирует рост сепаратистских настроений в американском обществе, а отделение Техаса от США станет началом внутреннего вооруженного конфликта. Режиссер Алекс Гарленд уверен в одном: масштабные мятежи сеют страдания и смерть среди мирного населения, поэтому романтизации не подлежат.
Историю гражданской войны кинематографист преподносит в формате репортерской хроники. Зрителю предлагают смотреть на чужие страдания через журналистскую оптику — беспристрастную и отрезвляющую. Происходящее на экране больше напоминает военный репортаж, чем игровое кино. В отличие от попутчиков, похоронивших эмпатию, фотокорреспондентка Джесси с ужасом смотрит на будничное насилие. Люди в камуфляже, стреляющие друг в друга, руководствуются животным законом «если ты не убьешь, то убьют тебя». Обезумевшие реднеки пытают соседей, и журналистка Ли бесстрастно фотографирует одного из палачей на фоне жертв. Аморальный солдат (Джесси Племонс) расстреливает «неправильных американцев» и сбрасывает их трупы в братскую могилу. Гиперреалистичные и шокирующие кадры воцарившегося беспредела режиссер чередует с моментами медитативной тишины.
Ощущение постоянной угрозы витает в воздухе даже в нейтральных сценах, где журналисты и девчонка-фотограф разговаривают по душам. Пока умудренный опытом Джоэл делится с Джесси секретами быстрого засыпания, вдали ночное небо расчерчивают трассирующие пули. Спокойные городки, жители которых заняли эскапистскую позицию, контролируются бдительными снайперами. Стоит прохожему сделать резкое движение — его тотчас же застрелят. Замедленная, вводящая в транс ночная съемка пылающего леса (редкая красивая сцена фильма) резюмирует: весь мир в огне, и сгореть в нем может каждый.
Гарленд не рассматривает причины бунта так называемых «сил Запада» и поддержавшей его Флориды, не превращает ожесточенную конфронтацию в захватывающее состязание. В этой бойне нет ни победителей, ни проигравших, а шальные пули отнимают жизни вне зависимости от позиции. Гарленда, давно потерявшего веру в людей, интересует, сколько времени требуется человеку, чтобы забыть о сострадании. По теории режиссера мир сходит с ума за считанные дни, а трансформация в безразличного наблюдателя занимает пару минут. Чувствительная Джесси, ставшая свидетельницей безграничной жестокости, поначалу пребывает в шоковом состоянии, но, глядя на коллег, учится быть равнодушной. Героиня хочет сделать как можно больше эффектных кадров, чтобы собрать портфолио, и бросается в самое пекло.
Матерая журналистка Ли, рисковавшая жизнью в горячих точках, чтобы Америка ее услышала, советует запечатлевать, а не сопереживать, и говорит, что задача военного фотографа — «фиксировать происходящее, чтобы вопросы потом возникали у других». Гарленд — далеко не первый режиссер, рассуждающий о моральных принципах и профдеформации военкоров.
В байопике «Частная война» корреспондентка The Sunday Times Мэри Колвин не только документировала происходящее в горячих точках, но и участвовала в гуманитарных миссиях ООН. История Ли из «Падения империи», планирующей поговорить с президентом в экстремальных условиях, перекликается с биографией Колвин. Во время «арабской весны» журналистка вместе с двумя коллегами брала интервью у Каддафи, а еще боролась с сильнейшим ПТСР. Ли тоже изводят флешбэки, но в «поле» она кажется непоколебимым профессионалом.
Нравственную дилемму военного фотографа — проявить милосердие или сохранить отстраненность — Гарленд обостряет до предела и выносит на суд аудитории. Когда журналист пытается спасти чью-то жизнь, он в этот момент перестает быть журналистом? А если профессионал не вмешивается и продолжает снимать преступления и смерти, остается ли он человеком? Режиссер предлагает зрителю самому произвести моральную оценку героев.
«Падение империи» — эмоционально тяжелое, но важнейшее для непростых времен кино. Страшная картина о расчеловечивании в условиях вооруженного конфликта — слепок реальности и мощный социальный комментарий. Алекс Гарленд снял фильм-предупреждение о том, как установка «человек человеку волк» приводит к апокалипсису сегодня. Безупречный баланс жесткого боевика, роуд-муви, survival-триллера и психологической драмы делает «Падение империи» лентой оскаровского разряда. Завершить таким монументальным фильмом карьеру (как, видимо, собирается Гарленд) — мечта любого режиссера.