- Режиссер/Постановщик
- Гильермо Дель Торо, Марк Густафсон
- Длительность
- 117 мин.
- Премьера в мире
- 09 декабря 2022 г.
О фильме
Рецензия на фильм
«Пиноккио Гильермо дель Торо». Мальчик со сверчком в сердце
Сердце старика Джеппетто кровоточит уже много лет: во время Первой мировой под бомбами погиб его десятилетний сын Карло. С того дня Джеппетто жил на его могиле: сутками сидел под сосной, росшей рядом с надгробием. Дерево это, кстати, было особенным — оно появилось из шишки, которую Карло нашел за пару минут до смерти. И вот однажды обезумевший от горя старик не выдержал, срубил сосну — и выстругал из нее деревянного паренька, чтобы обнять его так, как он бы обнимал своего ребенка. Игрушку увидела лесная фея — и пощадила безумца: вдохнула жизнь в корявую куклу.
Про «Пиноккио Гильермо дель Торо» шептались, что проекту не повезло. Во-первых, он прошел через все круги производственного ада под названием «долгострой»: работа над ним началась еще в 2008-м с прицелом на выход в прокат в 2013-м. Во-вторых, деревянный паренек гениального мексиканца оказался «третьим в очереди»: в 2022-м вышла игровая адаптация диснеевского хита от Роберта Земекиса и наш отечественный мультфильм «Пиноккио. Правдивая история». Но все эти сомнения в итоге оказались пеной на волне океана: Гильермо дель Торо выдал такое мощное кино, что все остальные Пиноккио могут грызть от зависти собственные носы.
Его фильм — идеальный пример того, как можно на затертом до дыр материале рассказывать свои собственные истории. Дель Торо не нарушил ни одного сюжетного канона: в его «Пиноккио» есть и ворчун-сверчок, и голубая фея, и рыба-кит, а сделанный из сосны лоботряс все так же не хочет учиться, мечтает стать звездой и заслужить любовь старика Джеппетто. Однако, если при тех же вводных Роберт Земекис создал совершенно безликую версию всем известной сказки, по сути, попросту пересказав ее сюжет, то мексиканец не стал отрекаться от собственной индивидуальности и пошел на риск.
Он перебросил действие детского романа Карло Коллоди, вышедшего в 1881 году, во времена Второй мировой. Его деревянный оболтус поет похабные частушки перед Муссолини и осваивает курс молодого бойца в детском военном лагере, готовясь стать идеальным солдатом, ведь убить его невозможно. Таким образом беззубая детская сказка в руках дель Торо превращается в мощное высказывание: чего стоит один персонаж Фитиль — наивный подросток, «любящий войну всем сердцем» и жаждущий умереть героем только ради того, чтобы «отец и Родина им гордились».
Во-вторых, детскость, лучезарность и милота, обязательные для таких проектов, маэстро нисколько не интересуют: его фильм вполне можно смотреть детям, но эта история снята в мрачных тонах. Лесная фея и ее сестра — хозяйка потустороннего мира — завораживают и пугают, а трагедия Джеппетто, потерявшего своего ребенка — это именно трагедия, а не светлая абстрактная грусть, как было у того же Земекиса. Главного героя милым тоже не назвать: это, скорее, длинноногий корявый чудак — нелепый и страшненький, провоцирующий зрителя на интерес, а не пытающийся вызвать в нем приступ умиления.
Что касается технической стороны вопроса, то работа, проделанная дель Торо и его командой, действительно поражает. Каждый персонаж был создан вручную и имел несколько «дублеров» разной величины. Сам мультфильм выполнен в технике stop-motion с использованием покадровой анимации, а это невероятно долгий и трудоемкий процесс.
Впрочем, сила «Пиноккио Гильермо дель Торо» вовсе не в техническом совершенстве, а в том, чего иногда так не хватает нашим продюсерам и режиссерам — в умении рисковать и не бояться своего собственного голоса. Не бояться его даже тогда, когда ты берешься за такой «ветхозаветный» сюжет, как история непутевой деревянной куклы, которая зачем-то захотела стать человеком.