- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Александр Войтинский
- Длительность
- 115 мин.
- Премьера в мире
- 26.10.2023
- Премьера в России
- 27.10.2023
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«По щучьему велению»: русская народная сказка в новой обложке
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Емеля — лодырь и раздолбай. Однажды в его кадку запрыгнула щука, исполняющая любые желания. Обрадовавшись, он тут же превратил зиму в лето, возжелал жениться на царской дочке и не заметил, как начала вздыхать по нему красавица-щука, обратившаяся в Василису Прекрасную.
Триумф «Последнего богатыря» и «Чебурашки» в прокате намекнул кинематографистам, что сказки — настоящая золотая жила. Реакция индустрии последовала тут же: в ближайшем будущем нас ждут «Летучий корабль», «Бременские музыканты», «Финист. Первый богатырь» и другие экранизации фольклорных произведений. «По щучьему велению» — лишь одна из первых ласточек в заочной битве сказочных блокбастеров.
Эта гонка диктует новые правила игры. Одно из них — это необходимость снимать быстро. Зритель, уже посмотревший «Последних богатырей» и «Чебурашку», через пару лет вообще перестанет реагировать на такие фильмы. Во главу угла поставлено время, поэтому сценарии пишутся за пару месяцев, производство запускается в максимально короткие сроки, а компьютерная графика создается по принципу «успели хоть что-нибудь — и на том спасибо».
В этом смысле команде режиссера Александра Войтинского повезло. Проект «По щучьему велению» начал разрабатываться еще до триумфального выхода «Чебурашки», поэтому время на подготовку у авторов все-таки было: художники-постановщики и сказочный город успели построить, и на костюмах не экономили. Тем не менее начавшаяся гонка внесла свои коррективы. Ее главной жертвой стала компьютерная графика: не сказать, что в фильме она уж очень плоха, но явно была бы лучше, будь у создателей чуть больше времени. Тогда и щука выглядела бы не такой странной, и лицо подводного царя не напоминало бы резиновую маску. Да и над потусторонним царством успели бы поработать, чтобы оно хоть отдаленно напоминало сказочное пространство, а не выглядело как сильно задымленный павильон Мосфильма.
Другая серьезная проблема картины — сырой сценарий. Он объединяет в себе несколько фольклорных сюжетов — основной, естественно, про Емелю, но, к примеру, эпизоды с гостьей из загробного мира в общую тональность никак не вписываются. Про нее буквально можно сказать, что она пришла из другой сказки. Не работает и осовременивание диалогов: дошкольникам канцеляризмы будут не слишком понятны, а взрослые шутки о том, что столица похорошела при Царе-батюшке, встречаются и в более изысканных вариациях.
Единственное, за что «По щучьему велению» хочется похвалить, так это за попытку сблизиться с советскими киносказками. Это касается, прежде всего, здешних героев: и Царь-батюшка (Роман Мадянов), и принцесса Анфиса (Алина Алексеева), и иностранный посол (Юрий Колокольников), и Василиса (Мила Ершова), и сам Емеля (Никита Кологривый) состоят в близком родстве с персонажами Роу, Птушко и Юзовского — они даже визуально очень похожи. Впрочем, чуда все равно не случается: происходящее на экране — мило, красочно, но не более. Новая киноверсия великой русской мечты о том, что можно стать Царем, не слезая с печки, вряд ли надолго задержится в умах отечественных зрителей. И тут уж никакая щука помочь не в силах.