- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Алексей Казаков
- Длительность
- 93 мин.
- Премьера в мире
- 05 ноября 2020 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Побочный эффект»: По грибы!
Брак молодого преуспевающего архитектора Андрея (Семен Серзин) трещит по швам. Счастливую семью разрушил трагический случай: в загородный коттедж супругов ворвались грабители, и главный герой повел себя далеко не героически. Оля, беременная жена Андрея, потеряла не только ребенка, но и чувство безопасности как таковое. Теперь девушка категорически отказывается жить в Подмосковье и не желает видеть проклятый дом.
Чтобы наладить отношения с любимой, Андрей идет на отчаянные меры и обращается к экстрасенсу Маре (Александра Ревенко). Ведьма специализируется на биологии и микологии: главный герой получает от нее загадочный гриб, съев который, Ольга должна забыть страшный вечер навсегда. Взамен супругам придется месяц пожить в роскошной квартире Мары, пока хозяйка будет в разъездах. Просторные апартаменты в Доме на набережной радуют видом на Кремль, и первое время молодая семья беззаботно наслаждается новым жилищем. Однако есть в этом месте что-то неуловимо странное: колдуньям верить нельзя, и очень скоро молодой человек в этом убедится.
«Побочный эффект» — первая самостоятельная работа сценариста Алексея Казакова, известного в основном в качестве постоянного соавтора Жоры Крыжовникова. Тем удивительнее, что жанровая природа его первого фильма балансирует между мистическим хоррором и триллером. Ничего общего с комедиями «Горько» и «Самый лучший день»!
Дебют Казакова очень хочется хвалить — автор явно знаком с лучшими образцами современных фильмов ужасов и активно ими вдохновляется. Жанр хорроров сегодня переживает прекрасные времена: в одной только Америке одновременно трудятся Ари Астер, Роберт Эггерс и Джордан Пил. Все эти молодые режиссеры отошли от формата классической экранной страшилки: оказалось, что не обязательно разделять героев на крошечные группы, блуждающие по проклятому старому дому, где каждый из них медленно, но верно умирает. Да и в разбросанных по всему повествованию скримерах необходимости нет. Ведь сегодня фильмы ужасов стали прекрасным жанровым обрамлением для разговоров о семейных травмах, безумии и страхах современного общества — список тем можно продолжать еще долго.
«Побочный эффект» — работа очень стильная, пугающе красивая. Еще один дебютант в команде — оператор Евгений Козлов, который прекрасно работает как с пространством большой мрачной квартиры, так и с уличной Москвой. Контраст внутреннего и внешнего мира показан через Дом на набережной: стоит Андрею и Оле вырваться из лишенного света жилища, как кажется, что счастье еще возможно, а прошлое легко удастся оставить позади.
Квартира оказывается непосредственным участником событий и раскрывается перед зрителями далеко не сразу. Казаков и Козлов постепенно знакомят аудиторию с ее интерьером и яркими цветами: многочисленные растения рифмуются с роскошным изумрудным диваном в гостиной. Особенно стильно он смотрится, когда на нем лежит полураздетая Мара, облаченная в просторное красное платье-балахон. Несколько десятков квадратных метров погружают зрителя в таинственную и опасную атмосферу — секреты этого места будут раскрыты не сразу.
Помимо отменного визуального ряда стоит отметить модный саундтрек проекта. За кадром звучат песни Shortparis и «СБПЧ». Оля, в свою очередь, трудится над своим первым сольным концертом: до этого она играла в группе, теперь же сочиняет песни для себя одной. Современная музыка встраивается в повествование более чем органично.
Если заглянуть на рабочее место Андрея, то можно догадаться, что его архитектурное бюро специализируется на проектировании православных храмов. Выходя на свежий воздух, муж и жена раз за разом оказываются возле главных церквей Москвы: квартира и город противопоставляются не только на световом и цветовом, но и на тематическом уровне.
Есть и еще один очевидный аргумент в пользу «Побочного эффекта». Это один из самых эротичных фильмов современной России. Отечественные режиссеры традиционно придерживаются пуританских стандартов: они ужасно боятся показывать сцены секса или хотя бы голые тела, вспомним хотя бы недавний «Горько!». У Казакова же Мара соревнуется с Олей. Обе девушки наполняют пространство кадра сексуальной энергией, которая становится прекрасной плодородной почвой для хоррора. В своих лучших проявлениях этот российский дебют напоминает о работах Дарио Ардженто, Марио Баве и жанре джалло в целом: отечественный фильм наследует традиции итальянских эротико-криминальных триллеров.
Вечное сражение тьмы и света продолжается. В самом центре Москвы поселилась ведьма, которая не боится называть себя Бабой-ягой — злодей выбран мифологически правильный. Кому, как не ей, сражаться с проектировщиком куполов? Семен Серзин отлично справляется со своей ролью: ждем его работу в его экранизации «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова. Марина Васильева и Александра Ревенко не менее органичны.
Впрочем, откровенных недостатков у «Побочного эффекта» достаточно. Картине можно простить то обстоятельство, что порой она забывает пугать зрителя, увлекаясь семейной драмой или любуясь квартирой и девушками. Однако смириться с общей слабостью сценария сложно: в фильме хорошо все, кроме его сердцевины. Чем ближе развязка, тем меньше режиссер гнушается обращаться к проверенным приемам на грани откровенных штампов. Накручивание бессмысленных сюжетных поворотов только ухудшает ситуацию. Наверное, красиво закончить страшную историю — следующий уровень, пока, увы, недоступный отечественным кинематографистам.
«Побочный эффект» — один из лучших российских фильмов ужасов. Он прекрасно вписывается в современное состояние жанра, но разочаровывает заключительным актом. Отличная первая часть картины внушает надежду на светлое будущее отечественных хорроров: нужно просто подождать. Не сразу Москва строилась, не сразу она полюбилась ведьмам и прочей нечисти.