О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Поехавшая». Крути педали, если все достали
Кризис среднего возраста подкрался к Ане (Ольга Лерман) внезапно. Она собралась устроить небольшой шабаш на собственное тридцатилетие, но на оплаченный банкет никто не пришел: кого-то задержали дела семейные, кого-то — карьерные. Тогда она вспомнила, что в детстве у нее была мечта — добраться на велосипеде из Нижнего Новгорода до Москвы. Правда, сейчас она как раз в Москве и жила, но почему бы не рвануть обратно на малую родину? К тому же, в Нижнем — дом ее матери, с которой она не общалась 15 лет. «Когда, если не сейчас?!» — подумала Аня, сдула пыль со старенького велика, прикрутила к нему небольшую кибитку, посадила в нее таксу Капу — и отправилась в путь. Он оказался длиннее, чем она думала — крутить педали ей пришлось почти 10 тысяч километров.
История Ани Смолиной абсолютно реальна. Эта девушка действительно однажды села на велосипед, взяла в спутницы таксу Капу и полгода провела в велосипедном седле, добираясь из Набережных Челнов в Магадан. Потом она выпустила книгу «А чего дома сидеть?», которая и стала литературной основой фильма.
Правда, экранная версия оказалась несколько пригламуренной: Аня превратилась в счастливую жительницу столичного «муравейника», которая легко может заказать банкет в дорогом ресторане, но почему-то вынуждена снимать квартиру напополам с подругой. При этом на жизнь она зарабатывает тем, что ведет аккаунт белокурой интернет-дивы, выполняя все ее прихоти и причуды: делать это можно и удаленно, то есть из любой точки земного шара, в которой есть интернет. А он, как ни странно, почти везде есть — и в лесных чащобах, и в бескрайних степях.
«Подлечили» сценаристы и крошку Капу: в реальности такса Ани была уже в солидном возрасте и серьезно болела, тогда как у ее экранного двойника таких проблем нет.
Впрочем, это все мелочи, не играющие особой роли: вприпрыжку бежать за реальностью кино не обязано. Гораздо обиднее то, что фильм предпочитает иметь дело с расхожими типажами, а не с живыми людьми. Герои, с которыми Аня сталкивается в пути, — это, как правило, персонажи-функции: стерва-администраторша (Анна Котова-Дерябтина), придорожная сутенерша (Олеся Железняк), бой-баба — видавшая виды одинокая дальнобойщица (Анастасия Светлова). Кстати, дальнобои никогда не ходят в долгие рейсы без напарника, но авторы фильма, видимо, об этом не знали.
Есть вопросы и к главному мужскому персонажу — герою Виктора Хориняка. Этот бородатый, немного нелепый, все умеющий и все знающий весельчак постоянно появляется в самые критичные для Ани моменты и с легкостью разруливает все ее проблемы — ну, настоящий джин из бутылки. Это волшебное свойство делает парня настолько нереальным, что его проще принять за очередную фантазию героини, чем за живого человека. Тем более «фантазия» у экранной Ани работает на полную катушку: девушке постоянно мерещится ее мама (Елена Яковлева), которая пытается наставить дочь на путь истинный. При этом балагур по имени Валера не менее реален, чем сама Смолина — с его прототипом путешественница познакомилась во время веломарафона, и часть пути они проехали вместе. В кино, однако, этот бородач превращается в какую-то романтическую фантазию, совершенно оторванную от жизни.
Тем не менее не будем забывать, что главной целью продюсеров было снять максимально легкое и заряженное на позитив кино — и это-то как раз у них получилось. Несмотря на все условности, «Поехавшая» — очень милое и симпатичное роуд-муви, пропитанное оптимизмом и желанием жить. Многое в нем держится на харизме Ольги Лерман — актрисе нестандартной и способной быть естественной даже в самых нелепых ситуациях, прописанных сценаристами. Да и сама героиня по-настоящему интересна: сбежать на край света, ища «то, не знаю, что», готова далеко не каждая. И вполне вероятно, что после «Поехавшей» кое-кто из зрительниц задаст себе тот же вопрос, что и Аня Смолина: «А чего дома сидеть?» — и достанет запылившийся велосипед со своих антресолей.