О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Последняя дуэль». Слово женщине
Нормандские рыцари Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) и Жак Ле Гри (Адам Драйвер) — давние друзья. Бок о бок они прошли не одно сражение, но вместе с титулами и землями в их дружеские отношения вселилась смута. Карружа разжаловали, а Ле Гри, наоборот, пользовался уважением влиятельного графа Пьера (Бен Аффлек). Во время одного из многочисленных отъездов Карружа из родных земель Ле Гри обманом проник во владения бывшего друга и изнасиловал его жену Маргарет (Джоди Комер).
Узнав о преступлении против спутницы, Жан решил пойти до конца и, несмотря на попытки «замять» дело со стороны сильных союзников Ле Гри, обратился за помощью лично к королю Франции Карлу VI. Выслушав все показания, молодой правитель удовлетворил просьбу Карружа о проведении уже давно забытого тестостеронового суда. Двух рыцарей ожидает дуэль — честный поединок, по итогам которого конфликт автоматически разрешится. Если победит Карруж, его обвинения окажутся состоятельными и противник понесет наказание в виде смерти. В случае же поражения, суд накажет не только истца, но и его жену — девушку ждет костер из-за ложных обвинений.
Ридли Скотту вот-вот исполнится 84 года, но почтенный британец даже не думает прекращать свой долгий и тернистый режиссерский путь. И пусть на этом этапе пути не все так гладко — кажется, что в последнее десятилетие он стал терять сноровку, и зрительские ожидания от каждого последующего фильма уменьшались чуть ли не в геометрической прогрессии — Скотт, взяв четырехлетнюю паузу, внезапно широко расправил крылья, обратился к любимому жанру и взлетел так высоко, насколько это возможно.
В жанре средневекового триллера режиссеру нет равных — «Гладиатор», «Царство небесное» и «Робин Гуд» точно не дадут соврать. Однако «Последняя дуэль» — особенное кино даже для Скотта. Основано оно на книге специалиста по средневековой литературе Эрика Джегера «Последняя дуэль: Правдивая история испытания битвой в средневековой Франции», которая собирает воедино несколько реальных историй об одной из последних средневековых дуэлей, фактически заменившей судебное разбирательство. Современный интерес к этой истории кроется в причине рыцарских ссор. Изнасилование и последовавшее за ним громогласное раскрытие правды женщиной в стопроцентно патриархальном мире — идеальное попадание в эпоху #MeToo, да еще и в необычном средневековом сеттинге.
При этом на простом обращении к актуальной проблематике «Последняя дуэль» вовсе не заканчивается, как это обычно бывает у многих фильмов, которые пытаются уловить феминистический нерв времени. Благодаря сценарию Николь Холофсенер, написанному в соавторстве с Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном (долгожданное воссоединение), Ридли Скотту удается деконструировать привычное представление о рыцарском кино. Вместо лощеных и романтизированных средневековых воинов, сражающихся за все, что им так дорого, на экране появляются эгоистичные и даже мерзкие мужчины в доспехах, способные играючи присвоить себе женщину, не задумываясь о ее желаниях.
Такое очевидное нахождение авторов на одной из сторон конфликта может сильно претить зрителю, но в случае «Последней дуэли» это оправдано изобретательным сценарием, построенном по принципу эффекта Расемона. Скотт предлагает взглянуть на одни и те же события глазами трех ключевых участников: сначала Карружа, затем Ле Гри, а в финале уже глазами жертвы, Маргарет. Аналогичным способом создавал свой великий шедевр Акира Куросава.
Сквозь три оптические линзы одинаковые эпизоды из жизни троицы окрашиваются в разные цвета. Фильм делится на три примерно равнозначные по хронометражу части, отличающиеся друг от друга небольшими, но важными деталями: где-то оператор Дариуш Вольски отыщет различные планы, где-то Скотт решит подчеркнуть отдельный эпизод, влияющий на восприятие реальности конкретным героем, а где-то один и тот же диалог предстанет в трех разных вариациях.
Правда глазами Жана де Карружа представлена, пожалуй, как самая классическая рыцарская история об отмщении: великий и непокорный воин не может мириться с глупостью и враждебным настроем сынов монархии, его пытаются ломать, но так и не могут это сделать. В итоге он бросает перчатку насильнику, чтобы защитить свое славное имя. Да, именно свое — несмотря на то, что реальной жертвой является его жена, потерпевшим на суде становится Карруж. Подобных пугающих патриархальных невежеств в ленте много. Чего только стоит случайно сказанная и поддержанная на суде фраза — «От изнасилования не может родиться ребенок».
Однако отвага и непокорность Карружа выглядят совсем иначе, как только Скотт, словно окулист, меняет линзу. Ле Гри оценивает эти качества своего друга как обычные глупость и неуважение к веселому и распутному графу Пьеру. Дружба есть дружба, ее просто так не вычеркнуть из жизни, поэтому Ле Гри всячески старается сохранить отношения с Карружем. Правда, до тех пор, пока не знакомится с Маргарет и не становится заложником любви. Конечно, по его версии произошедших событий.
Впрочем, оба рыцаря — рассказчики ненадежные. Расставлять все точки над i придется женщине — единственной потерпевшей, чье мнение едва ли учитывается. Маргарет уверенно встает в ряд сильных скоттовских героинь: Тельмы, Луизы и Эллен Рипли, — но ее независимость и ум скрыты за несколькими слоями мужского безразличия. На мгновение из рыцарского триллера исчезает эпичность, баталии уступают место эмоциональному выслушиванию прорезавшегося сквозь многочисленные латные доспехи женского голоса.
Со времен «Гладиатора» Ридли Скотт еще не снимал такого сильного и эмоционального арт-мейнстрима. Ему удалось невероятное: не только успешно вернуть на экраны средневековых рыцарей, но и поставить перед ними нерешаемую в патриархальной реальности задачу — услышать женщину. С ней они, конечно, не справятся, зато, благодаря мастерской и изобретательной режиссуре Скотта, вполне можем справиться мы. В этом смысле «Последняя дуэль» даст сто очков форы любому современному масштабному фильму.