- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Сергей Урсуляк
- Длительность
- 140 мин.
- Премьера в мире
- 16 февраля 2023 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Тропой Моисея
Июнь 1942 года, оккупированная немцами территория Беларуси. В деревне Долгиново фашисты проводят карательную операцию по ликвидации еврейского гетто, в ходе которой расстреливают несколько тысяч евреев. Выжившие — не более 300 человек — бегут в окрестные леса, ища защиты у партизан. Однако у тех нет ресурсов для помощи, поэтому командиры принимают решение перевести гражданских через линию фронта. Ответственным за этот переход назначается Николай Киселев.
Задача оказывается практически невыполнимой: 278 человек, большинство из которых старики, женщины и дети (к тому же сильно истощенные) должны были пройти по лесам и болотам почти полторы тысячи километров. Несколько раз группа попадала в засады, из-за чего погибло более пятидесяти евреев. 218 беженцев Киселеву все-таки удалось спасти: в благодарность за это Международный институт по изучению холокоста присвоил ему звание Праведника народов мира в 2005 году.
В СССР, однако, об этом переходе предпочитали не говорить. Рассказывать о нем не торопился и сам Киселев: по словам режиссера Сергея Урсуляка, в послевоенное время подвиг по спасению евреев мог бы стать отягчающим обстоятельством и сильно подпортить биографию. К тому же после выхода из немецких тылов у Николая Киселева начались проблемы: его кандидатурой сильно заинтересовалась военная контрразведка. Если бы не заступничество тех, кого он перевел через линию фронта, дело могло закончиться сроком.
Впрочем, об этих подробностях «Праведник» скромно умалчивает: фильм режиссера Сергея Урсуляка и сценариста Геннадия Островского концентрируется на самом переходе и на присвоении Киселеву звания праведника. Вторая история выполняет функцию рамки, обрамляющей основной сюжет: нас перебрасывают в начало 2000-х, когда один из 218 выживших, Моше Таль, отказывается давать показания в пользу Киселева из-за полудетских обид. Правда, такой прием трудно назвать однозначным. С одной стороны, он должен приблизить события тех времен к нашим дням и к нам самим. На деле же эффект приближения не срабатывает: в итоге второй сюжет утяжеляет и без того громоздкую конструкцию фильма и увеличивает хронометраж до двух с половиной часов.
Зато основная история заряжена сильными эмоциями и сделана максимально честно. В ней нет какого-либо нарочитого патриотизма, а есть живые люди со своим ворохом проблем и предубеждений. К примеру, одним из самых ярких героев фильма становится персонаж Евгения Ткачука — урка из Тагила по кличке Ферзь, который относится к евреям, мягко говоря, настороженно. Любовь перекраивает его практически полностью: неожиданно для себя Ферзь влюбляется в молодую еврейку — да так сильно, что готов играть свадьбу по еврейским обычаям.
Благодаря Александру Яценко образ Киселева тоже получился живым и емким: перед нами обычный бухгалтер, у которого нет желания идти на рожон и получать звание героя посмертно. И все же он берется за задание, которое считает невыполнимым, потому что не может бросить людей в безвыходной ситуации — и находит в себе силы защитить тех, кто рядом. Те же силы находятся и у рядовых участников перехода, которые явно не родились солдатами и совершенно не приспособлены к военным походам — ради своих близких они оказываются способными на очень многое.
Правда, есть в фильме и не совсем убедительные персонажи. К примеру, основной антагонист — фашистский офицер-аристократ, помешанный на искусстве и на уничтожении евреев. Он слишком сильно напоминает ожившую карикатуру, что мешает поверить в происходящее. Есть вопросы и к герою Сергея Маковецкого, сыгравшего в картине очередного Фиму из «Ликвидации». Понятно, что этот персонаж отвечает в картине за юмор, без которого на войне просто не выжить. Однако в итоге он получился слишком анекдотичным и не всегда вписывается в стилистику фильма.
Как бы то ни было, «Праведник» все-таки сделан на порядок интереснее и честнее, чем многие современные фильмы о Великой Отечественной. Поэтому если у вас есть возможность — постарайтесь картину не пропустить.