О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Не ври! Или моя мама будет стрелять
Неожиданный сюрприз Наталье Пыжовой на грядущее пятидесятилетие преподнес муж. Какая-то женщина прислала ему сообщение: «Не могу забыть нашу ночь в Анапе». Наталья прочла и решила застрелить суженого, благо возможности есть: она преподаватель в Академии МВД и с табельным оружием не расстается. Хорошо, вовремя вспомнила, что на горизонте майские праздники, и дочери должны представить родителям женихов. Знакомить потенциальных зятьев с мертвым тестем было бы неправильно, поэтому Наталья решила отложить экзекуцию до лучших времен.
«Праздники» — полнометражный режиссерский дебют актера Бориса Дергачева. До этого он снял сериал «Макрон», получивший на фестивале «Пилот» приз за лучший актерский ансамбль, и короткометражку «Однушка». Но если телешоу о влюбленной паре, в которой женщина старше мужчины в полтора раза, можно назвать оригинальным проектом, то «Праздники» выглядят совершенно шаблонно.
Лента скроена по лекалам народных комедий: вместо сложных и многогранных героев перед нами персонажи-функции, персонажи-маски. Мамочка-атаманша, рохля-муж, две дочки — красотка и скромница. Таких можно встретить в любой комедии подобного рода, и они ничем не будут отличаться от персонажей «Праздников». Исключение — разве что гражданский муж одной из дочерей, галантный красавец-манипулятор, который на первый взгляд представляется принцем на белом коне, но оказывается абьюзером.
Симпатии или даже простого любопытства не вызывает и центральный персонаж в исполнении Марии Ароновой. С одной стороны, перед нами бравая работница полиции, готовая в припадке ревности застрелить человека, с которым прожила тридцать лет. С другой — сценаристы Денис Шенин и Дмитрий Ковалев позиционируют героев как «хорошо узнаваемых и знакомых каждому зрителю». Но как много мы знаем женщин, жаждущих убить своего супруга или хотя бы развестись с ним из-за одноразовой интрижки, случившейся 25 (!) лет назад и не имевшей никаких последствий? То-то и оно. Героиня Ароновой кажется как минимум взбалмошной женой, которая не в состоянии справиться с приступами ярости. Кстати, не менее агрессивно она ведет себя, когда заламывает руки жениху одной из дочерей и запрещает им встречаться, потому что «мать лучше знает». Да, он — тихий домашний тиран, но разбираться с последствиями своего выбора взрослой дочери стоит самостоятельно. И если Наталья Пыжова привыкла решать все семейные проблемы силой, то как сопереживать ей?
Сценарные проблемы картины Дергачева могли бы сгладить шутки, гэги или интересные режиссерские решения, как это было в случае с «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова, но все это такое же шаблонное, как и здешние герои. А потому «Праздники» оказываются невнятным клоном «Родных» Ильи Аксенова или «Пары из будущего» Алексея Нужного, которые говорят о семейных кризисах гораздо более честно и оригинально.