О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Схватка с дьяволом». По дороге в ад
Действие разворачивается на протяжении одной долгой ночи в Лас-Вегасе. Водитель Дэвид Чемберлен (Юэль Киннаман) собирается отправиться в больницу к жене, которая скоро должна родить. Его семейные планы нарушает странный человек с красными волосами (Николас Кейдж), появившийся из ниоткуда и захвативший его в заложники. Вооруженный незнакомец сообщает, что Дэвиду пришло время ответить за ошибки прошлого. Водитель пытается убедить опасного пассажира, что он ни в чем не виноват. Но что, если это не так?
Режиссер «Схватки с дьяволом» – израильский постановщик Юваль Адлер, прежде всего известный по шпионскому боевику «Связной» и драматическому триллеру «Тайны, которые мы храним». Обе картины критиковали за очевидные сюжетные заимствования и отсутствие оригинальности. Так, «Связной» ассоциировался со «Шпионскими играми» Тони Скотта, а «Тайны, которые мы храним» бессовестно подражали «Смерти и девушке» Романа Полански.
Неудивительно, что «Схватка с дьяволом» настораживала одним только трейлером. Вооруженный мужчина с психопатическими наклонностями терроризирует несчастного водителя – такие истории давно стали классикой дорожного триллера. В нуарном «Автостопщике» бандит с пистолетом берет в заложники двух друзей, отправившихся на отдых в Мексику. «Попутчик» 1986 года рассказывает о маньяке, нападающем на водителей, решивших его подвезти. В «Калифорнии», осуждавшей одержимость людей серийными убийцами задолго до «Черного зеркала», герои по дороге подбирают потенциально опасного и жестокого Эрла с подружкой. «Схватка с дьяволом» – такой же стандартный дорожный триллер с зашкаливающим напряжением и игрой на выживание. Но, в отличие от своих предшественников, не особо изобретательный в плане сюжетных твистов и преждевременно раскрывающий карты.
Юэль Киннаман, которого вы можете помнить по роли Рика Флэга в дилогии «Отряд самоубийц», называл новый триллер Адлера «психологическими кошками-мышками». Однако в «Схватке с дьяволом» все лавры достаются герою Николаса Кейджа, чье безумие до краев заполняет тесное пространство автомобиля, а затем – и придорожного кафе. Обещанное противостояние, где жертва и садист меняются местами, длится от силы минут десять. А его мучительное ожидание превращается в пытку пострашнее, чем нарастающая безжалостность пассажира к обманчиво многострадальному герою Киннамана.
Сильной стороной картины, где темнота и замкнутое пространство используются в качестве психологического давления, могли бы стать, например, острые диалоги, слой за слоем сдирающие маски с персонажей – как в «Пиле» Джеймса Вана. Однако кино Адлера не может похвастаться фундаментальными разговорами. Вплоть до кульминации Киннаман и Кейдж остаются верны своим амплуа, а из всех «откровений» смысл есть лишь в истории про бухгалтера, наполовину рассказанной пассажиром в машине и завершенной в кафе.
Самых терпеливых зрителей «Схватка с дьяволом», спускающая конфликты на тормозах (за исключением инцидента с полицейским), в итоге вознаградит щедрой порцией тарантиновского ультранасилия – приправленного черным юмором, ретро-хитами и трагическим финальным аккордом, объясняющим смысл оригинального названия картины (Sympathy for the Devil). Но этого вряд ли хватит, чтобы избавить кино Адлера от вездесущей посредственности.
Единственная причина посмотреть хрестоматийный триллер о возмездии за грехи – слетевший с катушек персонаж Кейджа, которого непредсказуемые перепады настроения и дьявольский смех превращают в Джокера – травмированного и беспощадного. В фильме актер выложился на полную: чего только стоит его зажигательный танец под диско-композицию I Love the Nightlife Алисии Бриджес. Кажется, «Схватка с дьяволом» прежде всего затевалась, как ода любви к многоликости Кейджа. Красноволосым психопатом, как и дровосеком Редом в «Мэнди», движет неконтролируемая жажда мести. Некоторые сюжетные детали в кино Адлера заимствованы из триллера «Придорожное заведение», а появление фигуры Кейджа на фоне бушующего огня, охватившего все вокруг, отсылает к «Призрачному гонщику».
«Схватка с дьяволом», вероятно, не выдержала невыносимой тяжести огромного таланта актера. Его пугающе убедительная трансформация вскрыла многочисленные проблемы фильма – та же участь не так давно постигла и комедийный хоррор «Ренфилд». Кейдж оказался слишком велик для заурядного триллера Юваля Адлера, и ничего тут не попишешь.