О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Сирано». Плачь-плачь, танцуй-танцуй
В гвардейском полку нет головореза отважнее, чем балагур Сирано. Он не увиливает ни от уличных драк, ни от дуэлей с высокопоставленными снобами из свиты самого короля. Вот только в любовных делах этот смельчак крайне стеснителен. Много лет он сходит с ума по рыжеволосой Роксане, но признаться не может: ему кажется, что их союз невозможен из-за невысокого роста Сирано. Роксана тем временем влюбляется в первого встречного смазливого паренька Кристиана, новобранца из того же полка, но вот беда — Кристиан туп, как дерево, и наивен, как трехлетний ребенок, поэтому пламенные письма к Роксане от его имени приходится писать Сирано.
Первый вопрос, который задаешь себе при просмотре нового фильма Джо Райта — «Зачем?». Кому пришло в голову превратить одну из самых востребованных пьес мировой драматургии в мюзикл, тем самым не просто упростив до предела замысел Эдмонда Ростана, но фактически его кастрировав? Однако, как ни странно, таких попыток было несколько: первая имела место в 1972-м (автором музыки был Майкл Дж. Льюис), вторая — в 1992-м (создателями проекта стали голландцы Ад и Коэн ван Дейк, чей «Сирано» через год перекочевал на Бродвей). А несколько лет назад Аарон и Брайс Десснер — музыканты из инди-рок-группы The National — при поддержке сценаристки Эрики Шмидт выдали свою версию.
Шедевральной или хоть сколько-нибудь запоминающейся ни одна из этих адаптаций не стала, однако продюсеры из Metro-Goldwyn-Mayer решили экранизировать последнего музыкального «Сирано». А мы снова возвращаемся к вопросу «Зачем?».
В мюзикле нет ни одной мелодии, которую можно напеть, выходя из кинотеатра: нельзя отличить одну от другой. Музыкальных номеров, которые бы захотелось пересмотреть, в нем тоже не найти: хореография на удивление примитивна, а вокальные партии записаны неряшливо. При этом проблем с бюджетом у Райта явно не было: в кадре все дорого-богато, массовка огромная, краски яркие, костюмы шикарные. Вся эта роскошь напоминает огромный свадебный торт в человеческий рост, залитый чересчур сладкими сливками: на расстоянии выглядит впечатляюще, но есть невозможно.
Правда, плюсы у фильма все-таки есть, и главный из них — кастинг. Точнее, Питер Динклэйдж, он же Тирион Ланнистер из «Игры престолов». Выбор актера в этом случае гениален: не будь его, смысла говорить о новом «Сирано» не было бы никакого. Дело даже не в том, что Динклэйдж мастерски владеет профессией и на его работу в кадре можно смотреть бесконечно. Такой выбор усиливает конфликт между внешним и внутренним, заложенный Ростаном. Проблема оригинального Сирано де Бержерака — огромный нос, из-за которого он был объектом насмешек и, считая себя уродцем, не мог признаться Роксане в своей любви. Сегодня эта идея уже не работает. Любая более-менее вменяемая девушка в возрасте 20+ прекрасно понимает, что если перед тобой неординарная личность, с которой тебе интересно, то какая разница, какой у этой личности нос? А вот когда рост Ромео 134 см — настоящий рост Питера Динклэйджа, — стена между ним и Роксаной становится понятной каждому, а идея Ростана получает второе дыхание.
Однако всего этого слишком мало, чтобы назвать «Сирано» Джо Райта большой удачей. В нем много стилистических несуразиц: например, в начале фильма «светские львы и львицы» напоминают размалеванных клоунов, но вскоре эта клоунада сходит на нет. А приторный мелодраматизм вокальных номеров и аляповатых танцев крайне плохо сочетается с трагизмом или комизмом некоторых эпизодов. Поэтому отчаянная живописность проекта, за которую Джо Райт хватается, как за соломинку, фильм не спасает — и корабль по имени «Сирано» идет ко дну уже на 20-й минуте хронометража.